Пресс-секретарь МИД Дмитрий Мирончик распространил комментарий, в котором объяснил, почему 15 ноября Белоруссия в ООН пыталась отложить принятие украинской резолюции «Положение в области прав человека в Автономной Республике Крым и городе Севастополе (Украина)».
«Голосование Белоруссии по страновым резолюциям о нарушениях прав человека, состоявшееся 15 ноября в Третьем комитете Генассамблеи ООН, стало предметом многочисленных и не имеющих ничего общего с действительностью спекуляций в СМИ. Кстати, всего таких документов было четыре, но «ущипнуть» Белоруссию захотелось по поводу только одного из них, связанного с Украиной», — заявил Мирончик.
«Белоруссия на себе испытала, насколько деструктивен и несправедлив механизм страновых резолюций, и твердо уверена, что их принятие — это путь в никуда. Эта практика, выработанная в годы «холодной войны», навязывается Организации Объединенных Наций отдельными странами исключительно для продвижения собственных интересов. И это особенно очевидно в ситуации, когда международным сообществом уже выработана новая процедура — Универсального периодического обзора Совета ООН по правам человека. Она тоже не идеальна, но как минимум основана на равноправном, конструктивном и профессиональном диалоге. И она приносит свои плоды: сама Белоруссия дважды прошла процедуру Универсального периодического обзора и вместе с ООН разработала национальный план по правам человека, учитывающий рекомендации правозащитных механизмов организации», — отметил представитель внешнеполитического ведомства.
«Мы всегда открыто голосуем против страновых резолюций, где бы они ни рассматривались — в Женеве или Нью-Йорке, — подчеркнул он. — Это не свидетельство поддержки стран, становящихся объектами резолюций, а свидетельство нашего последовательного неприятия лицемерных подходов к теме прав человека, которые навязываются Организации Объединенных Наций отдельными государствами по принципу «я лучше знаю, что вам надо делать».
«Мы вновь поставили вопрос о неприемлемости механизма страновых резолюций на голосование в Нью-Йорке и были поддержаны рядом государств, включая Индию, Индонезию, Китай, Россию и другие, которые вместе представляют больше половины населения планеты. Считаем, что это достойный результат, и продолжим придерживаться этой принципиальной линии и впредь, голосуя и против рассмотрения страновых резолюций в целом, и против каждой из них в отдельности. Кстати, данная позиция была доведена министром иностранных дел Белоруссии Владимиром Макеем своим коллегам из других стран, обратившимся с просьбами о пояснениях, в том числе главе МИД Украины Павлу Климкину, телефонный разговор с которым состоялся накануне голосования», — сообщил Мирончик.
В резолюции говорится об осуждении «временной оккупации Российской Федерацией части территории Украины — Автономной Республики Крым и города Севастополя» и подтверждается «непризнание ее аннексии». В документе осуждается «ущемление прав человека, дискриминационные меры и практика в отношении жителей временно оккупированного Крыма, в том числе крымских татар, а также украинцев и лиц, принадлежащих к другим этническим и религиозным группам, со стороны российских оккупационных властей». Генерального секретаря ООН в этой резолюции призвали найти пути и средства, чтобы «обеспечить безопасный и беспрепятственный доступ в Крым существующим региональным и международным организациям по наблюдению за положением в области прав человека».
Предложение Белоруссии отложить рассмотрение резолюции отклонило 101 государство, поддержали 32 страны, воздержались от мнения 37 стран. В результате документ был одобрен голосами 73 государств при 76 воздержавшихся и 23 голосах стран, отклонивших эту резолюцию.
16 ноября вице-спикер Верховной рады Украины Ирина Геращенко заявила в парламенте, что позицию Белоруссии украинская сторона расценивает как «нож в спину». «Мы благодарим белорусскую сторону за независимую площадку в Минске и мы ценим это. Но независимая площадка должна быть независимой на всех позициях, а не ангажированной игрой на одну сторону», — сказала она. Геращенко призвала белорусские власти «уважать право Украины отстаивать свою независимость и суверенитет», а также понимать, что если Киев сегодня «не защитит независимость», то «следующим будет Минск».