Экономика Европы стабильно растет вполне приличными для индустриально развитых государств темпами, ни одна из 28 стран ЕС не переживает рецессии. По итогам 3-го квартала 2016 года суммарный ВВП увеличился в Евросоюзе по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 1,8%, а в еврозоне — на 1,6%. Это лучше, чем в США, где аналогичный показатель составил 1,5%.
Первые три месяца после британского референдума
Таковы предварительные данные за период с июля по сентябрь, опубликованные 15 ноября европейским статистическим ведомством Eurostat. Напрашивается вывод, что решение британцев покинуть Евросоюз пока на экономике ЕС отрицательно не сказалось. Ведь референдум по Брекситу прошел 23 июня, в самом конце 2-го квартала, и в последующие три месяца уже вполне мог оказать влияние на экономическую активность на континенте. Но этого, на первый взгляд, не произошло.
Согласно опубликованным данным, в самой Великобритании годовой показатель роста ВВП даже увеличился: с 2,1% во 2-м квартале до 2,3% в 3-м. Это, скорее всего, объясняется тем, что отрицательные эффекты от Brexit еще не наступили, ведь Лондон пока даже не подал заявки на выход из ЕС, а вот девальвация фунта стерлингов, произошедшая сразу после голосования, повысила конкурентоспособность британских товаров.
Лидерами роста среди стран ЕС вновь стали государства Восточной Европы. В Румынии ВВП увеличился за 12 месяцев на 4,6%, в Болгарии на 3,5%, в Словакии на 3,2%. Успехами этого региона и хорошими показателями Великобритании объясняется тот факт, что темпы экономического развития в Евросоюзе выше, чем в еврозоне. Отметим, однако, что в отчет Eurostat не попали свежие данные по Ирландии и Люксембургу (они публикуются обычно позже). Во 2-м квартале экономический рост в этих двух странах еврозоны превысил 4%.
Проблемные страны еврозоны вышли или выходят из кризиса
Среди крупных государств еврозоны продолжает лидировать Испания. Ее экономика выросла на 3,2%. В первые два квартала этот показатель составлял 3,4%. В данном случае речь, скорее всего, идет не столько о замедлении роста, сколько о его постепенной нормализации после бурного подъема, последовавшего за выходом из долгого кризиса.
Явно стабилизировалась ситуация в государствах Балтии и в Финляндии — в тех странах с большой долей аграрного сектора, которые в наибольшей степени пострадали от продовольственного эмбарго, введенного соседней Россией. Одно время здесь наблюдались рецессионные тенденции, но теперь экономики региона, похоже, адаптировались к новым условиям. В Литве ВВП увеличился в годовом выражении на 1,6%, в Финляндии на 1,4%, в Эстонии на 1,3%, в Латвии на 0,7%.
Сравнение с предыдущим кварталом дает более четкую картину
Что же касается трех крупнейших экономик еврозоны, то темпы их роста, подсчитанные по методологии Eurostat, составили в Германии 1,7%, во Франции 1,1%, в Италии 0,9%. Но это если сравнивать с 3-м кварталом 2015 года, т.е. рассматривать изменение за год. Такая методика привычна россиянам: в России динамику ВВП и других макроэкономических показателей традиционно приводят именно в годовом выражении.
Европейцы же предпочитают квартальное исчисление, позволяющее оперативно фиксировать краткосрочные изменения экономической конъюнктуры. Поэтому в опубликованном 15 ноября отчете Eurostat первым делом указываются изменения не за год, а всего за три месяца, т.е. по сравнению со 2-м кварталом нынешнего года. И анализ этих цифр показывает, что надвигающийся Brexit и другие неблагоприятные тенденции все же сказались на деловой активности в Европе.
Наиболее наглядно это видно на показателях крупнейшей экономики ЕС и еврозоны — немецкой. В 1-м квартале этого года она выросла за три месяца на 0,7%, затем на 0,4%, а в 3-м квартале уже только на 0,2%. Торможение очевидно, и падение темпов роста наполовину в период с июля по сентябрь эксперты связывают именно с перспективой выхода из ЕС Великобритании.
Ведь она является после США и Франции третьим по значению экспортным рынком для предприятий Германии. В 3-м квартале одни немецкие компании из-за ослабления фунта стерлингов уже столкнулись с падением спроса в Великобритании, другие из-за неопределенных перспектив воздержались от инвестиций. Все это способствовало замедлению темпов экономического роста в квартальном выражении.
Причем не только в Германии. Если посмотреть на изменения за квартал, то темпы роста ВВП снизились с июля по сентябрь в большинстве стран Евросоюза — начиная с Румынии, Венгрии и Литвы, где краткосрочное торможение весьма заметно, и кончая Кипром и Латвией, где оно минимально, но тоже есть.
Поэтому следует быть готовым к тому, что в ближайшие месяцы по целому ряду причин, в том числе из-за Брексита, экономическая динамика в ЕС и в еврозоне снизится, причем сначала это будет видно по квартальным, а затем и по годовым показателям роста ВВП. Это неблагоприятнгая тенденция не только для Евросоюза, но и для России. Ведь именно европейцы являются основными покупателями российских энергоносителей.