Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Путин берет пример с США, отвергая международные нормы

© REUTERS / Alexander ErmochenkoБоец Донецкой Народной Республики в окопах возле села Петровское
Боец Донецкой Народной Республики в окопах возле села Петровское
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Долгие годы Международный уголовный суд в Гааге занимался чрезвычайно затянутыми расследованиями военных преступлений, совершенных в Африке. Возможно, что теперь он наконец попытается привлечь к ответственности крупные государства, в частности Россию и США. Однако США так и не признали юрисдикцию этого суда, и вслед за ними Россия тоже решила занять такую позицию.

Спустя много лет чрезвычайно затянутых расследований военных преступлений, совершенных в Африке, Международный уголовный суд в Гааге, возможно, наконец попытается привлечь к ответственности крупные государства, в частности Россию и США. Однако США так и не признали юрисдикцию этого суда, и вслед за ними Россия тоже решила занять такую позицию.

В понедельник, 14 ноября, канцелярия прокурора Международного уголовного суда (МУС) во главе с гамбийским юристом Фату Бенсуда (Fatou Bensouda) опубликовала доклад, в котором аннексия Крыма Россией в 2014 году квалифицируется как «международный вооруженный конфликт между Украиной и Российской Федерацией». В этом докладе говорится следующее: «Нормы права, касающиеся международных вооруженных конфликтов, применимы и после 18 марта 2014 года, поскольку ситуация на территории Крыма и Севастополя фактически представляет собой продолжающуюся оккупацию».

Режим Путина утверждает, что Крым добровольно присоединился к России в результате референдума, добавляя, что МУС проявил себя как «пристрастный и неэффективный» институт.

Главный обвинитель МУС также отметил, что «военные преступления, в частности пытки и жестокое обращение со стороны военнослужащих ВС США, размещенных в Афганистане и в секретных местах заключения, подведомственных Центральному разведывательному управлению, главным образом в 2003 и 2004 годах, в некоторых случаях продолжали совершаться до 2014 года».

МУС, созданный в 2002 году, оказался довольно пассивным и неэффективным институтом. Ему удалось завершить рассмотрение дел всего 17 человек, в результате чего только трое из них были признаны виновными. Все 39 подозреваемых, которых суд обвинил в совершении преступлений, были из Африки. Именно на этот факт сослались Бурунди, Южная Африка и Гамбия, заявившие, что они больше не признают юрисдикцию МУС. Доклад Бенсуды, по всей видимости, является попыткой доказать, что у МУС более широких охват — но реакция крупных держав оказалась вполне предсказуемой.


Во вторник, 15 ноября, представитель Госдепартамента Элизабет Трюдо (Elizabeth Trudeau) заявила, что США «не считают, что проверка или расследование МУС касательно действий американских военнослужащих в связи с ситуацией в Афганистане являются оправданными и уместными». По ее словам, США не признают юрисдикцию МУС и обладают собственными эффективными инструментами привлечения американских военнослужащих к ответственности.

В среду, 16 ноября, Путин распорядился, чтобы Министерство иностранных дел России уведомило генерального секретаря ООН о намерении России не становиться участником Римского статута, учредившего МУС. Министерство иностранных дел России опубликовало заявление, в котором говорится, что МУС потратил миллиард долларов, чтобы вынести всего четыре приговора за 14 лет, и что Москва не доверяет его решениям, поскольку МУС сконцентрировался на расследовании действий России, а не Грузии, в рамках короткой войны между странами в 2008 году.

Это распоряжение Путина, вероятно, призвано предотвратить возможные обвинения в совершении Россией военных преступлений в Сирии.

Для России отказ от участия в Римском статуте МУС является частью попыток избавиться от юрисдикций всех наднациональных судов. В прошлом году Верховный суд РФ постановил, что его решения имеют приоритет над решениями Европейского суда по правам человека — институтом ЕС, к которому Россия присоединилась в 1990-х годах при Борисе Ельцине. Позже Путин подписал закон, разрешающий российским судам отменять решения Европейского суда по правам человека.

Короткий роман России с Западом в целом и с Европой в частности подошел к концу. Единственный стандарт, по которому теперь будут оцениваться все ее действия, это США, где также существует традиция сотрудничать с международными институтами только тогда, когда это отвечает интересам США.

Отказ признать юрисдикцию МУС не избавит российских или американских граждан от уголовного преследования по обвинению в совершении военных преступлений. Юрисдикция этого суда распространяется не только на граждан стран-участников Римского статута. Афганистан является участником, а Украина признала юрисдикцию МУС, при этом не ратифицировав Римский статут. Однако на практике МУС никогда не сможет привлечь к ответственности американских военнослужащих, и Россия тоже уже ясно дала понять, что она может быть вне законов.

Демонстрация бессилия МУС оказалась весьма своевременной. Сторонники Дональда Трампа в США выступают против всего, что так или иначе напоминает надгосударственное правительство. Я даже слышал, что некоторые из них призывали к выходу из ООН. России тоже не нравятся глобальные институты, поскольку Путин считает, что они, в сущности, продвигают интересы Запада. Оба эти лидера, вероятнее всего, еще больше ослабят существующие институциональные структуры.