«Еще никогда в истории мы не были так близки к заключению договора, но мы не должны обольщаться. Еще есть нерешенные сложные вопросы», — говорит Харри Цимитрас (Harry Tzimitras), возглавляющий Центр Института исследования проблем мира PRIO на Кипре.
Переговоры ведутся с 2015 года под эгидой ООН под руководством бывшего министра иностранных дел и бывшего министра обороны Норвегии Эспена Барта Эйде (Espen Barth Eide).
На прошлой неделе стороны встретились в Швейцарии, чтобы начать заключительный этап переговоров. Их цель — до Рождества заключить договор о намерениях.
Если греки-киприоты на юге и турки-киприоты на севере договорятся, это станет подлинной революцией для жителей Кипра, которые живут на разделенном острове с 1974 года.
Единство может иметь большое значение также и для всей Европы и всего мира. Вот шесть причин для этого:
1. Перспектива для других неразрешенных конфликтов
«Разделение Кипра — один из тех сложных конфликтов, которые продолжаются несколько десятилетий и которые, как кажется, разрешить невозможно. Если им удастся это сделать, это может дать надежду на подобные процессы и в других регионах», — говорит Цимитрас.
В качестве самого убедительного примера он называет конфликт между Израилем и Палестиной.
«Мы также можем наблюдать активизацию сотрудничества в регионе для решения таких сложных задач, как борьба с терроризмом, миграционный кризис и вопросы энергетики», — говорит он.
2. Возможно, Турции и Греции станет проще общаться
Конфликт на Кипре был тем «ядом», который отравлял отношения между Турцией и Грецией, по мнению Джеймса Кер-Линдсея (James Ker-Lindsay), сотрудника Лондонской школы экономики LSE.
«Если проблема Кипра будет решена, то решить остальные будет проще», — говорит он.
В качестве примеров он называет конфликты из-за воздушного пространства, территориальных границ и национальных меньшинств.
Плохие отношения между двумя странами наносят вред и сотрудничеству в рамках НАТО, куда входят обе страны.
3. В Турции и Европе исчезнет нарыв
Турция ведет переговоры о членстве в ЕС, но по многим важным вопросам переговоры продолжаться не могут, потому что их блокируют греки-киприоты, которые уже члены ЕС. Энергетика, образование и культура — вот те так называемые «главы» в переговорах, которые могут быть открыты.
Кер-Линдсей подчеркивает, что ситуация в Турции в последние годы делает ее членство в ЕС все менее вероятным, и что блокирование со стороны Кипра несколько лет тому назад имело гораздо большее значение.
«Но для ЕС и Европы все равно будет исключительно положительно отделаться от этого дополнительного источника раскола и конфликта по отношению к Турции», — говорит Кер-Линдсей.
Кипр, в частности, создавал проблемы, когда ЕС и Турция вели весной этого года переговоры о том, чтобы остановить поток мигрантов.
4. Это может ослабить российскую хватку
Россия — одна из стран, которым воссоединение может пойти не на пользу. Поэтому русские могут попытаться вставлять процессу палки в колеса, считает Цимитрас из PRIO.
Он указывает на то, что в греко-киприотской части острова Россия имеет значительные экономические интересы, и что близкие отношения важны также и в военном отношении. В прошлом году две сраны подписали договор о том, что российские военные суда могут заходить в порты острова. Кипр — член ЕС, но не НАТО, и занимает в Средиземном море стратегически важное положение.
«Отношение и к России, и к русским у греков-киприотов исключительно положительное», — говорит Цимитрас.
Если остров воссоединится, русские опасаются, что это может измениться. Турки-киприоты тесно связаны с членом НАТО Турцией. И все это может привести к изменению баланса сил и внешней политики.
«Киприоты не хотят вступать в НАТО, но давление с целью теснее привязать остров к альянсу, например, в форме партнерства, может возрасти», — считает Цимитрас.
5. НАТО сможет более тесно сотрудничать с ЕС
Замороженный конфликт на Кипре был главным препятствием к началу более тесного сотрудничества между ЕС и НАТО.
«Турция мешала тому, чтобы ЕС использовал ресурсы НАТО, а Кипр, в свою очередь, снова и снова блокировал предложение ЕС о более тесном сотрудничестве с альянсом», — подытоживает аналитический центр «Атлантический Совет» (Atlantic Council).
Там считают, что переговоры по Кипру открывают новые возможности для более тесного военного сотрудничества.
6. Борьба за энергетические ресурсы
Эксперты указывают также и на то, что центральную роль играют энергетические ресурсы и сотрудничество в области энергетики. Сегодня ведутся споры о том, кому принадлежит право осваивать месторождения газа у острова. Пробное бурение в спорных районах уже несколько раз заканчивалось скандалом.
Эксперты говорят о том, что воссоединение острова может более тесно связать Кипр, Израиль и Турцию благодаря сотрудничеству в области энергетики. Наиболее целесообразный маршрут для газопровода от газовых месторождений у побережья Израиля в Турцию проходит через восточную оконечность Кипра.
Отношения между Турцией и Израилем резко ухудшились после того, как десять турецких активистов были убиты, когда израильские солдаты взяли на абордаж гуманитарный конвой, следовавшей в Сектор Газа в 2010 году. Летом обе страны договорились о нормализации дипломатических отношений.
«Энергетическое сотрудничество может упрочить эти узы. США, в частности, обращают особое внимание именно на это», — говорит Цимитрас.
Если попытка воссоединение не удастся и на этот раз, газовые месторождения могут стать причиной начала большого конфликта, подчеркивает Кер-Линдсей.
Договорятся ли они?
Цель переговоров — восстановить единство острова в виде федерации, состоящей из двух государств, располагающих существенной степенью автономии.
Посланец ООН Эйде настроен весьма оптимистично и говорит, что сейчас переговорщики продвинулись дальше, чем когда-либо ранее. В субботу на этой неделе стороны вновь соберутся у Женевского озера в Швейцарии.
«Стороны проделали очень большую работу и продвинулись очень далеко, я думаю, что в ходе следующего раунда переговоров мы сможем прояснить такой чувствительный вопрос, как территориальный», — заявил Эйде в беседе с Aftenposten.
Если удастся достичь договоренности, состоится международная конференция с участием «стран-гарантов» — Греции, Турции и Великобритании.
«Если в эти дни удастся добиться успеха в Швейцарии, то есть все основания надеяться на проведение такой конференции в течение нескольких недель, и в таком случае стороны вполне вписываются в рамки своего „расписания“. Они сами заявили, что их цель — добиться прорыва до конца 2016 года», — говорит Эйде.
Кер Линдсей из LSE настроен «умеренно оптимистично», он указывает на то, что многие миротворцы ранее неоднократно оказывались бессильны.
«Если и в этот раз не получится, то трудно сказать, как эту проблему вообще можно будет когда-либо решить. Мне кажется, это последний шанс», — заявил Кер-Линдсей.
Он подчеркивает, что все меньше жителей острова помнят, как это было — жить в единой стране.
Эйстейн Клёвстад Лангберг (Øystein Kløvstad Langberg) — европейский корреспондент