Когда западные страны во все бόльшей и бόльшей степени подчиняются влиянию популизма и ксенофобии, самое время проявить неповиновение государственным властям. Потому что Дональд Трамп является не единственным лидером-ксенофобом, можно еще назвать государственных руководителей Венгрии, Польши, Великобритании, а вскоре и Франции. За ними стоит большая часть народа. Слабость демократии состоит в том, что неблагоразумие большинства может стать решающим. Наша цивилизация движется по опасной спирали. В долгосрочной перспективе выигрыш, полученный с помощью военной силы, трудно реализуем: приставить пистолет к голове противника — это всегда лишь временное решение.
Наступает ли новая волна общественной критики?
Чем, кроме гражданского неповиновения, мы можем ответить на это? Мы можем лишь не позволить заразить себя этой индустрией страха и ненависти. То, что нужно сейчас, — это терпимость, порядочность и солидарность в международном плане. Поскольку мы видим, что государственные аппараты — это институты коррупции, необходимо ограничить их деятельность. И что же заставляет людей желать собственного угнетения, желать иметь таких «руководителей», как Трамп (Trump), Эрдоган (Erdogan), Путин, Нетаньяху (Netanyahu), Assad (Асад) и Ле Пен (Le Pen)? Нет, пришло время снова дать цивилизованному обществу больше власти, чтобы демократические институты и организации заинтересованных людей стали доминировать, независимо от государственных границ.
Мы увидели на примере выборов в США, что значит государство & капитал с крепкими связями между Хилари Клинтон (Hillary Clinton) и элитами, и это переполнило чашу терпения американского народа. Но альтернатива, полученная в лице Трампа (Trump), оказалась еще хуже. Кандидаты Берни Сандерс (Bernie Sanders) и Джилл Стейн (Jill Stein) были, по крайней мере, разумными, но они принадлежали к думающему не столь любимому меньшинству.
Довольно любопытно, как на фестивале документальных фильмов в Лейпциге DOK в октябре ряд режиссеров увлеклись тем, что руководитель фестиваля Леена Пасанен (Leena Pasanen) называет disobedience (непослушание), а участники нескольких дебатов в Польше и Турции рассматривали такие возможности. Есть спрос на «a new cinema of moral unrest» (новый кинематограф нравственных волнений), и возникает вопрос, не надвигается ли новая волна социальной критики. Мы, сторонники критического «меньшинства» общества, стремимся найти другие области с экологическими примерами и примерами солидарности, мы хотим избежать вульгарности, расизма, гомофобии, глупого консерватизма (вспомните закон об абортах в Польше) и американского успеха в достижении прибыли как масштаба и цели жизни.
Неделю спустя после конференции интернет-портала Eurozine в Доме солидарности Гданьска в Польше мы вернулись к теме солидарности. Гуманистические «меньшинства» мира должны активнее, чем раньше бороться за солидарность, независимо от государственных границ, за федерализм и космополитику и желательно мировое гражданство, где исходным пунктом будет идея о том, что все люди рождаются равными. И из лозунгов французской революции — свобода, равенство и братство — нам больше, чем когда-либо, нужен названный последним.
В то время как государственные власти с милитаристскими руководителями сегодня все чаще и чаще используют образ врага, будь то Россия, мусульмане или «несущие угрозу» иммигранты, нам на нашем маленьком земном шаре скорее необходима дипломатия братства. Усилившийся национализм и корыстные интересы делают мир опасным для жизни. Без неповиновения популистскими государственным властям (см., например, Не плати «налог на войну», Betal ikke «krigsskatt») и широкой международной солидарности (см. наши статьи о мире и экологии) положение будет постоянно ухудшаться.