Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

15 способов, которые предлагают страны Северной Европы, могли бы спасти планету от климатических изменений: сегодня это пример для всего мира

© Фото : Tesla MotorsАвтомобиль Tesla Motors Model 3
Автомобиль Tesla Motors Model 3
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В докладе Национального инновационного фонда Финляндии Sitra сообщается, что если мир будет следовать примеру Северных стран, то количество вредных выбросов всех стран мира сократится на показатель уровня выбросов стран Евросоюза. Широкое использование 15 методов, применяемых в странах Северной Европы, уменьшило бы количество выбросов во всем мире к 2030 году на четыре гигатонны.

В настоящий момент в городе Марракеше, расположенном в Марокко, ведущие деятели всего мира рассматривают вопросы реализации Парижского соглашения по климату.

Потепление климата следует остановить, и это можно сделать недорогим способом, используя уже существующие технологии, утверждается в новом докладе Национального инновационного фонда Финляндии Sitra.

«В мире господствует миф о том, что сокращение выбросов в атмосферу − очень дорогостоящая задача, требующая использования сложнейшей технологии, которая еще не изобретена. Это совсем не так. У нас уже сейчас есть множество работающих и достаточно дешевых решений, которые надо всего лишь широко применять», − говорит старший советник фонда Sitra Орас Тюнккюнен (Oras Tynkkynen).

Широкое использование 15 методов, применяемых в странах Северной Европы, уменьшило бы количество выбросов во всем мире к 2030 году на четыре гигатонны, что равно выбросам всех стран Евросоюза за год.

Выбранные фондом Sitra 15 способов широко используются, могут быть легко применены в других странах, и все же являются характерной особенностью лишь стран Северной Европы.

Хотя, например, на велосипедах ездят во всех странах мира, только в Дании горожане проезжают на велосипеде в среднем 2,8 километра в день. В этой стране легко ездить на велосипеде, но мировому рекорду способствует и структура городов.

«Использование энергии ветра в Дании и Швеции, электромобили Норвегии, городские велосипеды Дании являются и для Финляндии хорошим примером», − говорит Тюнккюнен.

Он рассказывает также о буме тепловых насосов в Швеции, который дошел и до Финляндии. В Финляндии уже установлено 800 тысяч тепловых насосов, однако в Швеции их примерно 1,5 миллиона.

«В расчете на душу населения в Финляндии продается больше насосов, чем в Швеции. С помощью этих насосов мы получаем примерно 6 тераватт-часов энергии в год, тогда как один блок атомной станции в городе Ловийса производит 4 тераватт-часа за тот же период», − говорит директор объединения тепловых насосов Sulpu Юсси Хирвонен (Jussi Hirvonen).

По словам Хирвонена, тепловой насос − лучшее вложение денег при нынешних изменениях климата, хотя и стоит он примерно 20 тысяч евро. В Финляндии таких насосов продается около 10 тысяч в год. Продажа воздушных тепловых насосов составляет немногим менее 50 тысяч.

Насосы могут как обогревать, так и охлаждать, поэтому они годятся и для жаркого климата. На охлаждение в мире затрачивается больше энергии, чем на обогрев. По расчетам фонда Sitra, широкое использование тепловых насосов в разных странах сократило бы мировые выбросы на тот объем, который Финляндия производит в течение года.

Задачей фонда Sitra не является представить страны Северной Европы в качестве спасателей климата планеты, а только показать, что современных технологий достаточно для того, чтобы значительно сократить выбросы.

Например, Норвегия обогнала своих соседей по использованию электромобилей, хотя такие же марки автомобилей продаются и в других странах.

Директор-распорядитель фирмы Plugit Finland Томми Саарела (Tommi Saarela) в течение трех лет пытается продавать финнам аккумуляторы для электромобилей. Это не так просто сделать в стране, где электромобилей всего полторы тысячи. В Норвегии их более 50 тысяч.

«Период ожидания был долгим, но в этом году в городах электромобили начали действительно использовать».

В городе использование электромобиля даже при отсутствии общей системы зарядки аккумуляторов не представляет собой проблему, это можно спокойно сделать дома или на рабочем месте.

«Два года назад на рынке были только „Тесла“ и „Ниссан“. Сейчас есть десятки моделей, цены начинаются от 20 тысяч евро. Одной зарядки хватит на 200-300 километров», — говорит Саарела.

Правительство премьер-министра Финляндии Юхи Сипиля (Juha Sipilä) планирует оказать дополнительную поддержку сфере электромобилей. Саарела надеется, что правительство окажет поддержку не только фирмам, но и пользователям. Страны Северной Европы, привыкшие к условиям холодной зимы, могут поделиться опытом также и в экономии энергии. Директор-распорядитель фирмы Leanheat, занимающейся вопросами разработок тепловых решений, Юкка Ахо (Jukka Aho), огорчен, что об энергоэффективности говорят только в рамках нового строительства.


«Жилой фонд в Европе обновляется примерно на 1% в год. Таким образом, на обновление всего фонда ушло бы 100 лет! Это совершенно неправильный подход к вопросу энергоэффективности. Если Вы хотите повлиять на изменение климата, надо, чтобы оставшиеся 99% тоже использовали энергию эффективно».

По словам Ахо, дома в Финляндии отапливаются чрезмерно.

«Наша фирма устанавливает в домах датчики и регулирует отопление с помощью умного алгоритма так, что в доме всегда приятная температура, но расход энергии в течение длительного промежутка времени снижается».

Фирма Leanheat совместно с энергетической компанией Fortum испытывает в двух тысячах квартир систему отопления, которая регулирует подачу тепла с учетом прогноза погоды и расценок на электроэнергию в зависимости от времени суток. Расход тепла предположительно может уменьшиться на 10-20%.

Почему же существующие способы не используются широко, если они такие дешевые и эффективные?

Сопротивление вызывают, например, большие затраты на начальном этапе, низкая стоимость энергии, большие дотации на традиционные горючие материалы.

По информации Международного энергетического агентства IEA, ископаемое топливо получило дотации в размере 500 миллиардов долларов в 2014 году, тогда как в 2009 году эти дотации составили 390 миллиардов долларов. Дотации на возобновляемые источники энергии составили 135 миллиардов долларов.

Бывший в прошлом депутатом от партии Зеленых Тюнккюнен уже давно напряженно следит за борьбой, ведущейся с климатическими изменениями. Конференция в Марракеше − уже 17-я, в которой он принимает участие.

Тюнккюнен считает, что у предприятий и потребителей в настоящее время намного больше власти в вопросах климата, чем у президента США.

Скептически относящийся к проблемам изменения климата Дональд Трамп (Donald Trump), будучи американским президентом, не сможет завести в тупик работы по спасению климата планеты. Когда Джордж Буш (George Bush) занял пост президента в 2000 году, он отказался ратифицировать Киотский протокол по климату.

«Жаль, если США откажутся от Парижского соглашения. Однако решения, которые приведут к уменьшению выбросов, сейчас бесспорно более привлекательны, чем те, что были на рубеже веков. Они настолько заманчивы, что ими воспользуются, даже несмотря на то, хочет этого президент или нет».

Однако Тюнкюнен подчеркивает, что политики играют огромную роль в ускорении осуществления процесса изменений. Согласно Программе ООН по окружающей среде, при существующих условиях средняя температура планеты к концу столетия поднимется на три градуса относительно периода доиндустриального развития. Задачей Парижского соглашения является ограничение повышения температуры до двух градусов.

Это стало бы катастрофой, как для окружающей среды, так и для мирового хозяйства. Планета превратилась бы в непредсказуемое и опасное место для проживания человечества.

15 способов уменьшить вредные выбросы по версии Sitra:

— Объединение производства тепла и энергии

— Использование энергии ветра на суше

— Использование энергии ветра на море

— Увеличение использования геотермической энергии

— Повторное использование углеродов в нефтяной и газовой промышленности

— Уменьшение метана в нефтяной и газовой промышленности

— Использование малоуглеродистых технологий в промышленности

— Более широкое использование электромобилей

— Широкое использование биотоплива

— Широкое использование велосипедов

— Энергоэффективность жилищного строительства

— Использование тепловых насосов в жилищах

— Использование биологического отопления

— Увеличение лесных пространств

— Использование навоза в сельском хозяйстве


Использование этих методов уменьшит выбросы на 4 116 миллионов тонн, что в 74 раза превышает годовые выбросы Финляндии. Затраты на реализацию методов составили бы 11,5 миллиардов евро.