Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Век спустя Москва возрождает «малое кольцо»

Последняя круговая линия московского метро, которая была открыта в присутствии Владимира Путина, идет по следам 54-километрового маршрута, разработанного еще инженерами Николая II.

© РИА Новости Максим Блинов / Перейти в фотобанкПассажиры в салоне электропоезда Московского центрального кольца
Пассажиры в салоне электропоезда Московского центрального кольца
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Начатое при Николае II Малое кольцо вокруг Москвы должно было, по словам предпринимателя тех времен, избавить город от 30 тысяч извозчиков. Пассажиры чурались этой первой российской наземной линии метро, оставив место для транспорта товаров, который затем тоже сошел на нет. Проект реконструкции возник только в 2008 году и был реализован на практике восемь лет спустя.

Начатое при царе Николае II Малое кольцо вокруг Москвы должно было, по словам предпринимателя тех времен, избавить город от 30 тысяч извозчиков. Однако в действительности проложенными путями и со вкусом построенными маленькими станциями почти не пользовались. 

Пассажиры чурались этой первой российской наземной линии метро, оставив место для транспорта товаров, который затем тоже сошел на нет. Проект реконструкции возник только в 2008 году и был реализован на практике восемь лет спустя. 8 ноября была открыта «Панфиловская», последняя станция.

МЦК, 14 линия московского метро, проходит вокруг столицы путь в 54 километра. Всего в ней насчитывается 31 станция, а церемония открытия прошла 10 сентября в присутствии президента Владимира Путина. В настоящий момент работают 14 точек пересадки на другие линии подземки (в ближайшей перспективе их должно стать 17), а также шесть из десяти пересадок на пригородные поезда.

По словам пресс-секретаря МЦК Надежды Доржиевой, всего за месяц услугами линии воспользовались 6 миллионов пассажиров. Немного цифр: 134 поезда в день, шесть минут интервала в часы пик (вдвое больше в обычное время) и 82 минуты на проезд по кольцу.

Витрина современной Москвы

Первая остановка — «Лужники». Самая большая из новых станций обладает овальной формой в стиле видимого с перрона одноименного стадиона. Именно тут продут первый и последний матчи Чемпионата мира по футболу, который состоится в России в 2018 году. И именно тут глава государства открыл новейшую линию московского метро.


Платформы и входы с турникетами тут шире, чем на обычных станциях и готовы принять тысячи пассажиров. Ничто не было оставлено на волю случая, и для возрождения некогда столь важного для царя Николая II кольца государство выделило 74,8 миллиарда рублей, а город 15,5 миллиарда.

МЦК — это витрина современной Москвы с бесплатным Wi-Fi на станциях и в вагонах, которые, кстати, были построены немецкой Siemens и возили публику на сочинскую Олимпиаду 2014 года.

Были установлены точки для подзарядки смартфонов и планшетов, а в некоторых вагонах (во всех установлены туалеты) есть куда повесить велосипед. При всем этом серый мрамор и красно-черные таблички формируют несколько строгий и бездушный вид, особенно по сравнению с советскими станциями старого метро и их наполненными историей великолепными бюстами, мозаиками, витражами и картинами.

Обновленная старина

Следующая станция — «Локомотив». Одна из нескольких, названных в честь самых известных клубов столицы. Чуть дальше «Деловой центр» открывает путь в бизнес-квартал Москвы с его футуристическими башнями.


Если взглянуть в окно, вспоминаешь, что едешь по старому маршруту царских инженеров, к которому с тех пор никто не прикасался. Здесь ничего не строилось, и 86 станций, которые разработал архитектор знаменитого ГУМа, по-прежнему на месте. В МЦК организуют целые экскурсии с остановками, которые позволяют полюбоваться на отреставрированные свидетельства старины.

Новая линия, которую иногда сравнивают со схожими проектами в Париже и Лондоне, идет вдоль третьего кольца на юге столицы, но удаляется от него в северной части. Она призвана ослабить нагрузку на традиционные линии метро. «На некоторых из них пассажиропоток сократился на 7-15%», — утверждает Надежда Доржиева. Весомый аргумент для любого, кто не понаслышке знаком с толкотней в вагонах в часы пик в городе с населением более 12 миллионов человек.   

Разгрузка дорог


На втором этапе МЦК (совместный проект РЖД и московского метрополитена) призвано разгрузить дороги, заторы на которых в конце недели поистине внушают ужас. Поблизости от ряда новых станций должны появиться парковки.


Места достаточно: имперское кольцо прокладывалось в период подъема промышленности, когда на окраинах города появилось множество заводов. Теперь на их месте осталось пустое пространство, где тоже ничего так и не было построено.

Только выйдя на «Площади Гагарина», начинаешь в полной мере понимать, насколько Москва стала отдельным островом по отношению к остальной стране. Если жителям других, даже больших городов приходится довольствоваться душными автобусами времен первого космонавта, столица вошла в закрытый клуб самых динамичных мегаполисов в плане обустройства территории.