В пятницу вечером, 18 ноября, швейцарские военные истребители эскортировали в небе Конфедерации правительственный борт из Москвы. «Выразили недоумение и попросили разъяснений у швейцарской стороны в связи с инцидентом с росс. правительственным бортом в небе над Конфедерацией», — сообщило в своем Твиттере российское посольство в Берне в субботу. Как сообщило агентство новостей Reuters швейцарские военные истребители типа F/A-18 сблизились с самолетом из Москвы и сопровождали его. Самолет направлялся в Перу на саммит Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Президент России Владимир Путин летел другим бортом.
«Регулярные проверки»
По сообщению швейцарских Вооруженных сил, речь шла о рутинной проверке и стандартной процедуре. «Самолет сопровождался в рамках регулярных действий полицейского мониторинга воздушного пространства Швейцарии силами самолетов типа F/A-18. При пролетах иностранных правительственных рейсов трансконтинентального назначения это происходит довольно часто», — заявил официальный представитель швейцарских вооруженных сил Даниэль Рейст (Daniel Reist) в интервью целому ряду швейцарских СМИ.
По его словам, сопровождение такого рода может происходить с любыми самолетами, вне зависимости от того, откуда и куда направляется данный рейс. При этом происходит проверка контрольных данных воздушного судна, в частности, совпадают ли заявленные регистрационные показатели самолета с фактическими данными контролируемого борта.
***
«Ситуация похожа на проверку автомобилей на улицах полицейским патрулем, чтобы удостовериться, что они не были угнаны», — заявил представитель министерства.
***
В ходе проверки, как правило, самолеты устанавливают между собой радиосвязь. Если возможности для контактов по радио нет, то тогда используются международно признанные сигнальные системы: с использованием флажков, как это происходит в сфере интернационального судоходства, или жестовой азбуки, как это принято у пилотов. Всего в год швейцарские ВВС контролируют таким образом от 300 до 400 самолетов третьих стран, пересекающих воздушное пространство Конфедерации.
Находившийся на российском борту один из журналистов заснял все происходившее на камеру и выложил в сеть Фейсбук.
Нота протеста в октябре 2015 года
Тогда на борту самолета, подвергшегося проверке, находился спикер Госдумы, нынешний глава российской Службы внешней разведки (СВР), Сергей Нарышкин. Самолет следовал рейсом в Женеву и транспортировал российскую делегацию, намеревавшуюся принять участие в сессии Межпарламентского союза (англ. Inter-Parliamentary Union, фр. L’Union Interparlementaire), международной организации, созданной в 1889 году с целью координации действий парламентов мира.
По итогам октябрьского инцидента швейцарский Федеральный департамент (министерство) иностранных дел (ФДИД/EDA) официально заявил, что российская сторона была заранее в письменной и устной форме уведомлена о проведении рутинной воздушной полицейской контрольной проверки данного борта.
Депутаты Госдумы откажутся от швейцарских часов?
Напомним, что накануне депутат Госдумы Андрей Козенко призвал своих коллег-депутатов объявить бойкот швейцарским часам. Причиной такого предложения стала информация о том, что Швейцария ввела 17 ноября 2016 года санкционные ограничения в отношении шести депутатов Госдумы, избранных от Крыма. Ими стали бывший крымский вице-премьер Руслан Бальбек, бывшие вице-спикеры Госсовета республики Константин Бахарев и Андрей Козенко, а также Светлана Савченко, Павел Шперов и Дмитрий Белик.
Швейцария, напомним, не признала аннексию Крыма.