Варшава — Ультраправые популисты Европы изо всех сил стараются перещеголять друг друга в празднованиях победы Дональда Трампа, который разделяет их антииммигрантские и националистические взгляды. Однако сторонники жесткой линии в Польше испытывают меньше энтузиазма по этому поводу. И причиной тому — президент России Владимир Путин.
Сейчас в Польше одно из самых консервативных правительств в Европе, которое приступило к своим обязанностям в прошлом году. И высокопоставленные чиновники уже назвали победу г-на Трампа очередной и важнейшей вехой в глобальном отказе от либеральной демократии по западному образцу. Однако они также говорят о возникновении весьма тревожной проблемы, которая заключается в очевидной симпатии г-на Трампа по отношению к г-ну Путину.
Несмотря на то, что польское правительство, возможно, разделяет многие консервативные взгляды и националистические импульсы г-на Путина, польских лидеров сдерживает глубокое, практически инстинктивное недоверие к нему. Воспоминания о положении поляков в советскую эпоху до сих пор живы, поэтому Польша является одним из самых бескомпромиссных членов Евросоюза, когда речь заходит о России.
Неоднозначность позиций Польши стала еще одним напоминанием о том, насколько сильно победа г-на Трампа повлияла на геополитику Европы. В рамках своей предвыборной кампании г-н Трамп выступал с критикой НАТО и говорил о том, что США вполне могут отказаться от своих обязательств перед этим трансатлантическим альянсом, что вызвало серьезную тревогу у лидеров стран Балтии и Польши — несмотря на то, что позже г-н Трамп смягчил свои позиции.
Прежде всего, Польша и остальные страны Европы хотят понять, является ли победа г-на Трампа, который очевидно испытывает теплые чувства к г-ну Путину, возможностью для Европы или экзистенциальной угрозой. Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан (Viktor Orban), который уже не раз делал шаги навстречу Москве, видит в ней новые возможности. А многие поляки, между тем, видят риски.
«Сейчас Польше необходимо продолжать повышать свой военный потенциал, вести себя как можно более сдержанно и ждать того момента, когда Путин покажет свое истинное лицо, — считает Ежи Таргальский (Jerzy Targalski), политический аналитик правого крыла и историк, поддерживающий правящую партию "Закон и справедливость". — Это не займет много времени».
Пока польские лидеры следуют стратегии, которая включает в себя высокую оценку победы г-на Трампа на выборах как продолжения их собственных побед, сосредоточенность на сферах общих интересов с США и преуменьшение — насколько это возможно — разногласий в таких вопросах, как сотрудничество с Москвой.
Премьер-министр Польши Беата Шидло (Beata Szydlo) присоединилась к другим лидерам правого крыла, объявив победу г-на Трампа подтверждением подъема более националистической и жесткой формы правления с сильным лидером во главе и возрождением патриотизма.
«Определенная эпоха в мировой политике подходит к концу — эпоха, когда все внимание было сосредоточено на элите и решении проблем этой элиты, — сказала она. — Демократия победила вопреки либеральной пропаганде».
Но в то же время польский президент Анджей Дуда (Andrzej Duda) поспешил добавить, что Польша все еще ожидает, что США выполнят свои обязательства перед ней, как перед членом НАТО, и реализуют свои планы по увеличению численности военного контингента НАТО на восточной границе Евросоюза.
Несомненно, даже члены собственной Республиканской партии г-на Трампа пока еще не пришли к единому мнению относительно того, как стоит вести себя с г-ном Путиным — стоит ли сохранить международное давление, как настаивает Польша, или стоит воспользоваться моментом и наладить отношения с Россией, что положит конец ее изоляции и чего Польша боится.
Польша и страны Балтии, которые географически расположены гораздо ближе к Москве, настаивают на сохранении давления на Россию. В четверг, 17 ноября, парламент Литвы единогласно проголосовал — всего с одним воздержавшимся — за сохранение экономических санкций, введенных против России в связи с аннексией Крыма и ее агрессией на востоке Украины. В пятницу, 18 ноября, ключевые европейские лидеры и президент Обама пообещали продлить срок действия санкций.
Однако другие лидеры стран Евросоюза ясно дали понять, что они могут согласиться на отмену санкций. Президенты, избранные в ноябре в Болгарии и Молдавии, в ходе своих предвыборных кампаний говорили именно об этом, тогда как, по мнению многих политических деятелей и аналитиков в Польше и других странах, г-н Трамп поспешит заключить новую «грандиозную сделку» с г-ном Путиным.
Они подозревают, что г-н Путин тоже захочет действовать быстро — не только для того, что покончить с санкциями, которые душат его экономику, но и чтобы, возможно, предотвратить увеличение численности военного контингента НАТО на востоке Европы, запланированное на весну.
Польские чиновники предпочитают выражать уверенность в том, что, несмотря на тревожные сигналы, новый президент в конечном итоге выполнит обязательства США перед членами НАТО.
«Думаю, мы можем быть уверенными в том, что политика США в отношении Польши и наши с ними отношения не испортятся, что, по крайней мере, они не ослабеют, — сказал г-н Дуда в ходе короткого телефонного разговора с г-ном Трампом на прошлой неделе. — И, возможно, нам удастся еще больше их укрепить».
Польские лидеры сконцентрировались на более благоприятных заявлениях г-на Трампа, таких как его обещание изменить правила получения поляками виз для поездок в США — это долгое время было больной темой. И они решительно защищали г-на Трампа от критики, доносящейся из более либеральных уголков Европы.
В результате правое правительство, ставшее объектом критики со стороны международного сообщества в связи с тем, что его попытки отодвинуть на второй план конституционный суд страны приобретают масштабы недемократического наступления на диктатуру закона, надеется, что победа г-на Трампа создаст атмосферу, в которой ему удастся выйти из этого кризиса с наименьшими потерями.
«Проблема не в том, что возникло ощущение, будто Польша находится под непосредственной угрозой со стороны России, — сказал Марек Менкишак (Marek Menkiszak), руководитель отдела России варшавского Центра восточных исследований, независимой исследовательской группы, получающей финансирование от правительства. — Проблема заключается в той неопределенности, которая стала результатом смешанных сигналов со стороны команды Трампа».
Рудольф Джулиани (Rudolph W. Giuliani) заверил группу польско-американских избирателей в том, что администрация Трампа выполнит свои обязательства перед альянсом, в том числе придет на помощь члену НАТО в случае нападения на него. Однако потом Ньют Гингрич (Newt Gingrich) — тоже член команды г-на Трампа — отметил, что, если бы он стал президентом, он вряд ли пришел бы на помощь Эстонии, которую он назвал, по сути, пригородом Санкт-Петербурга, после чего по спинам многих европейских лидеров пробежал холодок.
Сам же г-н Трамп сначала убеждал Польшу в том, что Америка придет на помощь своим союзникам по НАТО, а затем публично заявлял о том, что этот альянс, возможно, уже изжил себя.
Оптимисты указывают на то, что в недавнем прошлом почти все американские президенты приходили в белый дом с намерением наладить отношения с Москвой, но все их попытки оказывались безрезультатными.
«Джордж Буш и Обама тоже объявляли о начале политики сближения с Россией, – сказал Петер Креко (Peter Kreko), директор будапештского Института политического капитала. — Но в конечном итоге их усилия оказались безрезультатными».
Польские чиновники и аналитики сходятся во мнении, высказывая надежды на налаживание крепких отношений с администрацией г-на Трампа — делая акцент на общих угрозах, таких как иммиграция и национальный суверенитет — и на то, что в краткосрочной перспективе г-н Трамп не пойдет на слишком большие уступки в стремлении заключить сделку с г-ном Путиным.
«Нельзя заключить сделку с Россией и ожидать, что она будет выполнять условия соглашения, — отметил г-н Таргальский. — С Россией нельзя наладить партнерские отношения. Она возьмет все, что США ей предложат, а затем продолжит проверять новую администрацию на прочность».
По словам польских чиновников и аналитиков, они надеются, что Дональд Трамп в Овальном кабинете будет сильно отличаться от Дональда Трампа в ходе предвыборной кампании — высоко оценивающего г-на Путина, преуменьшающего значение НАТО и критикующего торговые соглашения. Любое ослабление трансатлантического альянса, по их словам, окажет серьезное влияние на Польшу и весь регион.
«В этой части Европы мы очень зависим от альянсов, — подчеркнул Марцин Заборовский (Marcin Zaborowski), вице-президент Центра анализа европейской политики, возглавляющий его варшавский офис. — Без альянсов мы превратимся в Европу 1930-х годов, которую ждала тяжелая участь».