После горячих споров, которые привели к рекордному количеству воздержавшихся от голосования, комиссия по правам человека Генеральной ассамблеи ООН приняла резолюцию, осуждающую «временную оккупацию» Крыма Россией, обвиняя ее в многочисленных нарушениях прав человека на территории полуострова.
В тексте резолюции, окончательное принятие которого запланировано на декабрь, говорится о нарушениях прав и дискриминации «резидентов временно оккупированной территории Крыма, включая татарское сообщество», этническую группу тюркского происхождения, веками проживавшую на полуострове. Пусть и дипломатическим путем, ООН таким образом осудила аннексию Крыма и все, что за ней последовало.
В неподвижном молчании международного сообщества, руководствуясь смехотворными доводами о защите русскоговорящего населения Украины, в марте 2014 года Россия аннексировала Крым после того, как в результате народных протестов был свергнут пророссийский президент Украины Виктор Янукович. Об уличных волнениях, как и о вторжении России на принадлежавший Украине полуостров звучало множество разнообразных и конспирологических легенд как в поддержку России, так и против нее, однако с тех пор ситуация так и не сдвинулась с мертвой точки.
Вскоре после захвата Крыма Москва формализовала аннексию с помощью фарсового референдума, в котором подавляющее большинство населения высказалось в поддержку действий России. В то же время, когда российский флот входил в Черное море, на востоке Украины начиналась самая настоящая война за независимость (она продолжается и до сих пор), в которой Москва прямо и косвенно принимает участие, пытаясь дестабилизировать обширные украинские регионы, используя наемников (в том числе иностранных).
Аннексия Крыма Москвой привела к принятию пресловутых международных санкций, а также позволила понять, каким мощным притяжением обладает антилиберальный режим Путина для демократических стран, где считается, что в правовом государстве должен главенствовать «закон и порядок». Европейцы многократно разделялись относительно линии поведения, которую необходимо соблюдать в отношениях с Москвой, многие политические движения в Европе простили реакцию России, озвучивая порой даже антинацистские доводы!
Проект резолюции, представленный в Стеклянном дворце Украиной, был поддержан 73 голосами, 23 высказались против, 76 воздержались. Страны Европы, Великобритания, США проголосовали за резолюцию, в то время как Россия, Армения, Белоруссия, Венесуэла, Сирия, Иран и Китай высказались против нее. Воздержавшиеся в большинстве своем входят в так называемую «Группу неприсоединившихся».
Без напряжения с Киевом в последние 20 лет татарское меньшинство смогло сформировать демократические институты, позволившие этому сообществу защищать и развивать свою культуру и традиции, а также исповедовать свою религию. Татары были одной из этнических групп, которые в России веками подвергались преследованиям, в том числе массовой депортации в Узбекистан при Сталине. В течение последних двух лет они вернулись в кошмар прошлого.
«Ухудшение» ситуации с соблюдением прав человека в Крыму с начала незаконной аннексии Российской федерацией было освещено подробными документальными свидетельствами верховным комиссаром ООН по вопросам соблюдения прав человека, в которых перечислялись «аресты, плохое обращение, пытки и угрозы, осуществляемые против представителей политической оппозиции и меньшинств; имеет также место несоблюдение фундаментальных прав человека в отношении тех, кто не принимает навязываемого законодательства и языка, а также российского гражданства на полуострове».
В 2015 году украинский парламент принял резолюцию, признававшую компетенцию Международного уголовного суда о фактах, имевших место во время уличных протестов, и требовании представить Януковича перед судьей с третьей стороны за преступления, совершенные при подавлении протестов в феврале 2014 года.
16 ноября 2015 года, осознав опасность со стороны ООН, президент России Владимир Путин заявил, что Москва не будет подписывать Римский статут Международного уголовного суда, который она так и не ратифицировала, в том числе потому, что прокурор Гааги в то же время начал дело в отношении конфликта на Украине и, возможно, российских авиаатак в Сирии.
Резолюция Генеральной ассамблеи ООН не имеет обязательной силы и не предусматривает расширения международных санкций в отношении российского режима, которому дозволено действовать без всякой цензуры и критики и который часто представляет себя перед мировой общественностью в качестве жертвы международного заговора. Достаточно вспомнить высказанное Москвой недовольство после объявления НАТО об отправке своего контингента в страны Балтии с целью увеличения военного присутствия.
В начале года в самый разгар войны с ИГ (запрещенной в России террористической организацией — прим.ред.) в документе Пентагона утверждалось, что главной угрозой для США и, следовательно, для всего западного мира является Россия, а не исламский терроризм. С появлением Дональда Трампа в Белом доме в отношении Москвы будут, безусловно, звучать менее воинственные интонации, что не снимает проблему безнаказанности военных действий России за рубежом и агрессивного подавления несогласия в своей стране, которые продолжают оставаться ее открытой, кровоточащей раной, не позволяющей ей стать правовым государством.
Генеральная ассамблея ООН четко изложила пункты своих обвинений, но что же будет дальше?