Ультраконсервативный критик Франциска, кардинал Берк, требует от либерального понтифика обстоятельно объяснить, какова позиция церкви в отношении развода и ЛГБТ — событие, не имевшее аналогов на протяжении последних веков.
Похоже, Франциску придется дать кое-какие объяснения. По крайней мере, так считают четыре кардинала во главе с американцем Раймондом Лео Берком (Raymond Leo Burke). Уставшие от оригинальной интерпретации вероучения и вечной опоры понтифика на символизм, Берк и его клерикальный клан требуют, чтобы Франциск в подробностях разъяснил, что он на самом деле думает по таким ключевым вопросам, как однополые браки и католические браки разведенных супругов, тем самым по существу загоняя понтифика в угол, где его ждут порицания со стороны одного или другого лагеря в зависимости от того, что он скажет.
В сентябре кардиналы подали Франциску и Конгрегации доктрины веры список dubia, или неясностей, в отношении апостольского увещания папы Amoris Laetitia (Радость Любви), в котором он несколько отступил от традиционных учений церкви о браке, что, по словам этих критиков, приведет церковь к «серьезной дезориентации и неразберихе». Когда стало ясно, что Франциск не собирается вносить ясность, кардиналы решили выступить открыто.
Если понтифик не удовлетворит их просьбу, они пригрозили начать «формальный акт исправления серьезной ошибки» — то есть провести в курии специальные слушания, дабы понять, следует ли каким-то образом предостеречь Франциска. Никто не вправе ставить под сомнение власть Римского папы (благодаря каноническому принципу Prima Sedes a nemine indicator, или «верховная кафедра никем не может быть судима»), однако подобные меры, к которым не прибегали на протяжении веков, все же могут грозить Франциску неприятностями.
Ватиканский эксперт Эдвард Пентин (Edward Pentin), пишущий для National Catholic Register и других изданий, первым предал огласке эту историю, получившую широкий резонанс в Риме. По его словам, это событие представляет собой не только самый крупный кризис папства Франциска, но и чревато расколом среди консервативных и либеральных кардиналов.
Берк, явный недруг понтифика и типичный ультраконсервативный клирик, однажды заявил, что католикам Джону Керри и Нэнси Пелоси должно быть отказано в причастии из-за того, что они отстаивают право женщин на аборт. Именно он занимал должность президента консультативного совета при Dignitatis Humanae Institute, когда не кто иной, как доверенное лицо и главный стратег избранного президента Дональда Трампа, Стив Бэннон (Steve Bannon), в 2014 году выступал в Ватикане с речью, призывая церковь придерживаться консервативных идеалов, дабы предотвратить апокалиптические последствия. «Мы находимся на начальном этапе крайне жестокого и кровавого конфликта, который полностью искоренит то наследие, которое мы создавали на протяжении последних 2000 — 2500 лет, если люди в этом зале, люди в церкви не объединятся и действительно не образуют то, что, по моим представлениям, является одним из аспектов воинствующей церкви, чтобы действительно быть в состоянии не просто отстаивать наши убеждения, но и бороться за них против этого нового варварства», — сказал Бэннон в своем обращении.
Берк — наиболее высокопоставленный американец Папского Престола, нередко появляющийся на публике в роскошных облачениях и головных уборах, с большими крестами на груди, что при Франциске во многом вышло из моды. Между тем в 2014 году ему пришлось покинуть вершину иерархии, где он находился в должности префекта Апостольской Сигнатуры — по сути, выступая главой Верховного трибунала Ватикана — и несколько месяцев спустя назвал церковь при папе Франциске «кораблем без рулевого».
Ватикан также пока не решается комментировать эту полемику, но когда в ходе консистории в субботу Франциск возвел в кардинальское достоинство 17 церковных иерархов, включая трех американцев, которые скорее всего примкнут к лагерю Берка, он воздержался от традиционной встречи с кардиналами, которые в большом количестве прибыли в Рим по случаю торжества. Некоторые полагают, что он пропустит встречу из опасения, что консервативные кардиналы будут требовать разъяснений. В интервью, опубликованном в пятницу в католическом издании Avvenire, Франциск не упомянул о растущем смятении, но отклонил критику, по существу бросая им вызов. «Что касается мнения других людей, мы всегда должны различать то, как они преподносятся. Когда эти мнения не имеют под собой злого умысла, они помогают двигаться вперед. Бывает, сразу видно, что критики подбирают разного рода аргументы, чтобы оправдать заданную точку зрения; они действуют нечестно и умышленно, разжигая вражду, — сказал он. — Сразу можно понять, когда некий „ригоризм“ рождается за отсутствием чего-то, из желания спрятаться за броней собственной досады».
«Это непредсказуемая ситуация, поэтому я не уверен, что кардиналы сами точно знают, какие шаги предпринять, но существуют возможные пути, по которым они могут последовать с точки зрения „братского вразумления“ в надежде на то, что Франциск прояснит вопросы и разногласия исчезнут, — считает Пентин. — Это могут быть новые письменные обращения или предостережения, или просьба опровергнуть содержание спорных моментов в тексте. Но их главной заботой сейчас является выяснение того, действительно ли следует истолковывать Amoris Laetitia в контексте предыдущего папского учения или имеет место отклонение от этой доктрины, как утверждают некоторые. Теперь слово определенно за папой».