Где-то в августе 2013 года атомная подводная лодка военно-морских сил США Seawolf покинула порт Бремертон в Штате Вашингтон, и это был, наверное, пятый или шестой выход в море с момента ее принятия на вооружение в 1997 году.
Через месяц 6-й Флот США, отвечающих за корабельный состав в европейских водах, разместил несколько фотографий на веб-сайте Flickr с изображением американского посла в Норвегии Барри Уайта (Barry White), осматривающего 100-метровый причал с пришвартованной субмариной Seawolf на военной базе Хоконсверн, расположенной на расстоянии в тысячи миль от штата Вашингтон.
Как подводная лодка Seawolf оказалась в Норвегии и чем она занималась по пути туда? Ответ на этот вопрос предоставляет редкую и волнующую возможность бросить взгляд на самые секретные стороны хуже всего понимаемых аспектов американского военно-морского могущества.
Дело в том, что подлодка Seawolf, судя по всему, по пути к берегам Норвегии прошла по очень редко используемому маршруту — под арктическими льдами.
Тихая работа
Представители военно-морских сил США не любят говорить о своих субмаринах. Из примерно 70 американских подводных кораблей субмарина Seawolf, а также ее еще две лодки того же класса Connecticut и Jimmy Carter являются самыми секретными.
Если в Google запустить поиск с использованием названия одной из подводных лодок военно-морских сил США самого распространенного класса Los Angeles, то вы получите великое множество ссылок: заявления военно-морского ведомства и соответствующие фотографии, иногда и новостные сообщения. Но попробуйте найти информацию о подлодке класса Seawolf, и вы почти ничего не обнаружите.
Официальный сайт лодок этого класса блокирован. Последний раз изображение внешнего вида подлодки Seawolf появилось среди фотографий военно-морского ведомства в 2009 году.
Все это происходит потому, что субмарина Seawolf и другие подводные корабли этого класса представляют собой нечто особенное. Они самые новые, самые большие, самые быстроходные и имеют на своем борту более мощное вооружение, чем стандартные ударные подлодки. Каждая субмарина класса Seawolf стоит 3 миллиарда долларов, они оснащены уникальным оборудованием на сотни миллионов долларов, а приписаны они к своему собственному отряду в штате Вашингтон. Они месяцами находятся в походе, и часто это происходит незаметно для общественности. Жена одного из матросов, служащего на субмарине Seawolf, назвала этот подводный корабль «непредсказуемым».
Спокойный барабанный бой с использованием цитат военно-морского ведомства является приглушенным свидетельством успешного выполнения боевых заданий. В 2007 году 140 челнов экипажа подлодки Seawolf были награждены медалью вооруженных сил «Похвальная благодарность» (Meritorious Unit Commendation)— она примерно соответствует «Бронзовой звезде» (Bronze Star), которую вручают за боевые заслуги, — а в 2009 году еще и «Похвальную благодарность» военно-морского флота (Navy Unit Commendation), сравнимую с «Серебряной звездой» (Silver Star).
Мы знаем, чем занимается подводный флот в целом, — речь идет о сборе информации, пусках крылатых ракет по террористам и по странам-изгоям, доставка подразделений «коммандос» на берег для рекогносцировки и проведения наступательных операций. Но нам не известно, какие из перечисленных направлений входят в обязанности подлодок класса Seawolf.
Мы также не можем сказать, где именно выполняет свою таинственную работу субмарины класса Seawolf. Обычно они приписаны к Тихоокеанскому флоту, но и это при необходимости может быть изменено.
Элементы мозаики
Вот что нам известно. В марте 2011 года подлодке этого же класса Connecticut выпала редкая честь — провести испытания под арктическими льдами.
Подлодка Connecticut, а также совершенно новая субмарина New Hampshire класса Virginia находились в водах севернее от Прадхо-Бей на Аляске, где они участвовали в редко проводимых учениях под названием «ICEX», начало которым в 1958 году положила субмарина Nautilus — тогда она стала первой подлодкой, достигшей Северного полюса.
Подлодка Connecticut «работала вместе с Арктической лабораторией Военно-морских сил США по подводным лодкам (U. S. Navy Arctic Submarine Laboratory), а также с Лабораторией прикладной физики Вашингтонского университета (University of Washington Applied Physics Laboratory) во время испытаний нового оборудования и проведения учебного подледного плавания в арктических условиях», было сказано в сообщении военно-морского ведомства.
Новое оборудование включало в себя «высокочастотный эхолокатор для безопасного проведения операций, а также акустическую коммуникационную систему Deep Siren, разработанную компанией Raytheon», — сообщило военно-морское ведомство.
Мы знаем, что подлодка Seawolf провела почти три года в сухом доке — с сентября 2009 года. Подрядчики выполнили работы на 280 миллионов долларов. А когда субмарина Seawolf в апреле 2012 года вернулась в холодные воды Тихого океана, «ее возможности и ее эффективность были выше, чем в любой другой момент ее 15-летней службы», подчеркнул капитан Дэн Пэкер (Dan Packer), бывший в то время ее командиром.
Возможно, субмарина Seawolf получила такие же устройства для подледного плавания, как и подлодка Connecticut в 2011 году. В конечном счете, Арктика является новой зоной интереса для военно-морских сил США. В связи с совращением ледяного покрова открываются новые морские пути, а иностранные военно-морские силы активизируют свою деятельность в этом регионе.
«У нас имеются весьма фундаментальные интересы в Арктике — интересы в области безопасности», — сказал в 2009 году адмирал Гэри Рогхед (Gary Roughead), который в то время был самым высокопоставленным офицером в военно-морских силах.
Ледяной прием
В любом случае, очевидно, что подлодка Seawolf прошла через вершину мира на пути к своему месту дислокации в настоящее время. По сути, нет другого пути для того, чтобы через несколько недель после выхода из своего родного порта в Штате Вашингтон подлодка могла оказаться в Норвегии.
Так чем же занимается субмарина Seawolf подо льдом? Вероятнее всего, проводит там учебные сражения. Что касается ее команды, то поход в Арктику «предоставляет нам возможность испытать наши боевые системы, наши навигационные системы, наши коммуникационные системы, а также все то, что может быть использовано в такой сложной среде», — заявил Рогхед несколько лет назад.
И есть достаточно оснований для того, чтобы — помимо традиционной секретности — делать это так тихо. Вот какой была реакция Москвы на проведение в 2009 году учений «ICEX». «Любые действия иностранных подводных лодок вблизи российской морской границы, естественно, требует с нашей стороны повышенного внимания», — подчеркнул официальный представитель Кремля.
Русские тоже хотят знать, чем занимаются американские подлодки.