Будь осторожен в своих желаниях, потому что они могут сбыться. Это старое изречение, возможно, применимо к отношению Кремля к предстоящему президентству Дональда Трампа.
На протяжении всей президентской гонки в США российские официальные лица открыто отдавали предпочтение Трампу и неоднократно хвалили республиканского кандидата за его неприязнь с существующему мировому порядку. Но после предстоящей в январе инаугурации Трампа в качестве 45-го президента Соединенных Штатов Америки его резкий и беспорядочный стиль управления вполне может стать серьезной проблемой для Кремля.
Российское руководство на всех уровнях, включая Владимира Путина, преподносит победу Дональда Трампа на выборах в качестве политического триумфа Москвы.
Депутаты Государственной думы отреагировали на результаты выборов в США овацией стоя. Владимир Жириновский, раздражающий политик и глава одной из четырех представленных в Думе партий, устроил пышное празднество в честь избрания Трампа, а Геннадий Зюганов, руководитель российской Коммунистической партии, выразил надежду, что при Трампе «России станет легче жить».
Путин также не замедлил передать свои поздравления, заявив, что Россия «с нетерпением ожидает и готова к» улучшению отношений с США. Путин повторил данный месседж во время телефонного разговора с Трампом 14 ноября. Обе стороны выразили готовность стремиться к «конструктивному взаимодействию по самому широкому кругу вопросов», отмечалось в заявлении Кремля.
Чтобы понять, почему Кремль считает смену руководства в Вашингтоне крупной победой для Москвы, необходимо взглянуть на воззрения российской политической элиты по поводу глобальных вопросов. Есть основания утверждать, что все недавние кризисы в отношениях между Россией и Западом, в частности вмешательство России в события в Украине и Сирии, являются результатом глубокого недовольства тем, что российские ученые мужи называют гегемонией западного либерального порядка, установленного после Второй мировой войны.
После того, как постсоветской России в начале 1990-х годов не удалось интегрироваться с глобализирующимся Западом, российские лидеры стали с все большим недоверием относиться к европейскому порядку. Основные институты последнего — НАТО, ЕС и ОБСЕ — рассматривались в качестве угрозы, т.к. способствовали превращению бывших коммунистических буферных стран в основанные на европейских ценностях государства у границ России.
Ситуация достигла критической стадии в 2014 году, когда Россия аннексировала Крым и способствовала возникновению мятежа на востоке Украины. Украинский конфликт и военное вмешательство Москвы в гражданскую войну в Сирии являются тем, что один российский аналитик назвал «последней линией обороны Владимира Путина», дальше которой отступать он отказывается.
Какой бы ни была степень решимости Москвы, Кремль четко осознает свою слабость в сравнении с Западом. По большинству экономических и социальных показателей Россия сильно отстает от западных государств. Определенным уравнителем служит только российский ядерный арсенал.
Россия действует с позиции слабости, но теперь создается впечатление, что у нее появилось преимущество в продолжающейся борьбе за формирование нового мирового порядка. Одной из причин является то, что Путина многие считают мастером игры с плохими картами на руках. Он способен быстро маневрировать и ловко извлекать пользу из любых событий, потенциально способных ослабить существующий мировой порядок изнутри.
С точки зрения Кремля, широкомасштабный миграционный кризис в Европе, подъем нативистских движений евроскептиков во многих странах ЕС и решение Великобритании выйти из Евросоюза могут быть использованы Москвой, чтобы лишить Запад равновесия и ослабить возглавляемый Западом мировой порядок.
По мнению российского руководства, президентство Трампа входит в эту же категорию. Ряд лиц в России, ответственных за стратегическое планирование, считают, что приход Трампа в Белый дом может стать переломным моментом. В конце концов, вот он президент США, судя по всему желающий разрушить мировой порядок, формировавшийся по большей части его собственной страной на протяжении последних 70 лет.
Стоит отметить, что около 30 лет назад российский историк-ревизионист Виктор Суворов опубликовал вызвавшую оживленную полемику книгу «Ледокол». Суворов, бывший сотрудник ГРУ, бежавший на Запад, заявил, что нападение Гитлера на СССР в июне 1941 года было лишь превентивным ударом перед планировавшимся Сталиным на июль того же года вторжением на территорию Рейха.
Суворов также высказал несколько менее спорную мысль о том, что Сталин хотел использовать Гитлера и нацистскую Германию в качестве «ледокола», который должен был подорвать существующие политические режимы в Европе и привести к «всемирной коммунистической революции». Разрушив сложившийся после Первой мировой войны порядок и развязав новую войну, Гитлер должен был «расколоть лед» и создать хаос, что в конечном итоге позволило бы Сталину перечертить политическую карту всей Европы по собственному усмотрению. После развала СССР «Ледокол» и прочие книги Суворова стали очень популярными в России и неоднократно переиздавались большими тиражами на протяжении последних двух десятилетий.
Кремль, скорее всего, надеется, что Трамп станет современным «ледоколом», который разрушит мировой порядок и таким образом продвинет интересы России.
Судя по его заявлениям во время избирательной кампании, новоизбранный, но еще не вступивший в должность американский президент действительно может дестабилизировать существующий порядок целым рядом способов: подорвав доверие к данным Соединенными Штатами гарантиям в сфере безопасности; обрушившись с нападками на глобальные институты; пересмотрев торговые договоры; и проводя линию, названную некоторыми комментаторами «политикой преднамеренной неопределенности».
Если Трамп действительно начнет действовать в соответствии с надеждами России, то США могут стать изоляционистским государством, ссорящимся со старыми союзниками, подрывая тем самым «исторический Запад» и создавая для Москвы много нового пространства для маневра.
Но точно так же, как Демократическая партия испытала глубокое разочарование 8 ноября, Россию тоже может ожидать неприятный сюрприз. Российские лидеры, возможно, считают приход Трампа сбывшейся мечтой, но новый президент США уже неоднократно показал, что способен опровергнуть ожидания.
Некоторые аспекты политического мировоззрения Трампа и его образ действий могут стать весьма неприятным сюрпризом для Кремля. Хотя Кремль и Трамп придерживаются негативных взглядов на существующий мировой порядок, причины подобного их отношения к нему очень отличаются: Москва считает современный мировой порядок глобальной гегемонией США, а Трамп, по сути своей являющийся пессимистом, считает, что Америка переживает глубокий упадок.
Также не стоит забывать о предвыборном девизе Трампа: «Вернуть Америке величие!». То, как этот девиз будет претворяться в конкретные политические решения, может прийтись Кремлю не по вкусу.
Переменчивость Трампа должна беспокоить Москву. До недавнего времени Путин фактически обладал монополией на проведение «политики преднамеренной неопределенности», дававшей России некоторые преимущества по отношению к прочим международным игрокам.
В лице Трампа Путин, возможно, столкнется с серьезным противником. Как точно подметил один обозреватель издания Moscow Times, «предсказуемой враждебности пришел конец».