Брюссель. — Лидеры ЕС в преддверии саммита по Украине на этой неделе пообещали сохранить санкции против России, но эти заявления звучат на фоне растущей неопределенности относительно перспектив связей с Украиной.
Руководители Германии, Франции, Италии и Испании на встрече с покидающим свой пост американским президентом Бараком Обамой, которая состоялась в пятницу 18 ноября в Берлине, пообещали продлить экономические санкции против России до истечения срока их действия 31 января.
Официальное решение по этому вопросу может быть принято на саммите ЕС 15 декабря, заявляют европейские дипломаты. Это произойдет, несмотря на периодическое ворчание, раздающееся из дружественных России государств, таких как Греция, Венгрия и Италия, которые настаивают на нормализации отношений ЕС с Москвой.
Выступая в пятницу в Берлине, британский руководитель Тереза Мэй дала понять, что ЕС может включить в свой черный список новых чиновников из России в связи с активизацией российских авиаударов по гражданскому населению в очагах сопротивления сирийского города Алеппо.
«Что касается Сирии, то мы конечно смотрим на Алеппо, мы в один голос осуждаем совершаемые там чудовищные преступления… Мы согласны с тем, что необходимо наращивать давление на Россию, включая введение санкций против тех, кто нарушает международное гуманитарное право», — сказала британский премьер.
Эти заявления прозвучали накануне визита украинского президента Петра Порошенко в столицу ЕС, который состоится в четверг 24 ноября.
Кроме того, возникла неопределенность по поводу западной солидарности в отношении России в связи с избранием Дональда Трампа, который 20 января приступит к исполнению своих президентских обязанностей.
Трамп в своих предвыборных речах повторял российские пропагандистские заявления о том, что президент Владимир Путин «не собирается вторгаться на Украину», а также отметил, что «посмотрит», признавать или нет присоединение Крыма Россией.
Путин, выступая в воскресенье на саммите в Лиме, заявил, что мнение у Трампа не изменилось.
«Вновь избранный президент Соединенных Штатов подтвердил свои намерения по нормализации американо-российских отношений; со своей стороны я, конечно, сделал то же самое», — сказал российский руководитель.
В повестку дня Порошенко в Брюсселе также включены переговоры о «процессе реформ и о соглашении об ассоциации между ЕС и Украиной», о введении Евросоюзом безвизового режима для украинских граждан, и о «Молдавии/ Приднестровье». Об этом сообщило украинское посольство в Евросоюзе.
Коррупция
Во главу угла в «процессе реформ» ставятся меры по обузданию коррупции в украинской политике.
Украина в конце октября ввела в действие новую онлайновую систему, через которую чиновники декларируют свою личную собственность. Это было одно из ключевых требований и условий ЕС для увеличения финансовой помощи и для продвижения вперед в визовом вопросе.
Однако система показала, что даже новое поколение послереволюционных руководителей сколотило огромные личные состояния, несмотря на свои скудные зарплаты.
Премьер-министр Владимир Гройсман задекларировал 1,2 миллиона долларов и 460 тысяч евро наличными, а также коллекцию дорогих часов. Роман Насиров, возглавляющий Государственную фискальную службу Украины, заявил, что у него с женой есть швейцарские часы, бриллианты, меха, а также два миллиона долларов наличными.
Бывший грузинский президент Михаил Саакашвили, назначенный губернатором Одесской области, чтобы бороться со взяточничеством, две недели назад подал в отставку, обвинив Порошенко в крышевании мафиозных структур.
Несмотря на эти разоблачения, ЕС готовится в четверг выделить Украине очередной пакет помощи в размере 600 миллионов евро для развития транспортной инфраструктуры.
Саммит постарается в положительном свете представить то обстоятельство, что будущее связей ЕС-Украины, отраженное в соглашении об ассоциации, вызывает сомнения, так как Нидерланды до сих пор размышляют, как относиться к апрельскому референдуму, на котором население проголосовало против ратификации данного соглашения.
Голландский премьер Марк Рютте ведет переговоры со своими оппозиционными политиками, с коллегами по ЕС и с украинскими дипломатами о решении проблемы, которое может повлечь за собой включение новых положений в соглашение об ассоциации.
Пока еще никто не видел проект Рютте, но один украинский источник, пожелавший сохранить анонимность, сказал, что голландский лидер хочет включить положение о том, что Украина не может вступить в ЕС, не должна осуществлять с ним военное сотрудничество и получать от него какие-то дополнительные средства.
Итоги референдума не имеют обязательной силы, однако, по словам этого источника, команда Рютте воспользовалась возникшей возможностью для сокращения масштабов будущего сотрудничества.
Переговоры о визовом режиме
Соглашение с ЕС об отмене виз также находится в подвешенном состоянии.
Послы ЕС на прошлой неделе говорили о том, что страны-члены согласились продвигаться дальше, но только тогда, когда будет принят новый закон, позволяющий государствам отменять безвизовый режим в случае его массовых нарушений.
Саммит с участием Украины должен был состояться раньше, но его перенесли. Отчасти это было сделано для того, чтобы Европа на встрече с Порошенко могла объявить о введении безвизового режима. Но теперь это уже невозможно из-за поставленных ЕС условий.
Представитель Украины при Евросоюзе Николай Точицкий рассказал Financial Times, что саммит нужен для того, чтобы подать хороший сигнал украинскому народу о будущих отношениях.
Активист гражданского общества Роман Сон, работающий обозревателем информационного сайта «Украинская правда», заявил EUobserver: «Конечно, пока еще слишком рано торжествовать по поводу безвизового режима. ЕС продолжает подрывать доверие украинского народа к себе как к надежному партнеру».
Поскольку в эти выходные Молдавия избрала пророссийского кандидата Игоря Додона, в четверг участникам саммита будет нечего сказать и по такому вопросу повестки как «Молдавия/ Приднестровье».
Молдавия была главным фаворитом в политике восточного партнерства, направленной на упрочение связей с бывшими советскими республиками. У нее уже есть визовые послабления от ЕС, однако даже такая уступка, принятая вопреки широко распространенной коррупции, не помогла остановить процесс снижения привлекательности Евросоюза на его восточном фланге.