Над чем смеялись на премии Music Awards в Лос-Анжелесе. Красавица Джиджи Хадид (Gigi Hadid) высмеивает Меланию Трамп (Melania Tramp): делая губки бантиком и копируя восточноевропейский акцент, она пародирует на сцене будущую первую леди США. Зрителям ее выступление показалось увлекательным. Возмущаться по поводу враждебного настроя Дональда Трампа по отношению к мусльманам и мексиканцам, но затем упиваться насмешками над неидеальным произношением его супруги-эмигрантки — это совершенно точно можно назвать проявлением «постправды».
Gigi Hadid just did her "Melania Trump impression" #AMAs pic.twitter.com/AYJTMhvCCx
— Jessica Goodman (@jessgood) 21 ноября 2016 г.
В эпоху постправды — даже главы государств говорят, что мы живем в такое время — люди жаждут очевидных, осязаемых фактов, таких, как осязаемое женское тело.
Возможно, именно поэтому разглядывание изгибов тела Мелании Трамп превратилось в дебаты о ценностях, в которых ее фигура, бывшая профессия модели, а также эротические фотографии призваны служить критериями актуального женского образа. Издание Neue Zürcher Zeitung, к примеру, обеспокоенно интересуется, чему же нас может научить такая первая леди, как Мелания Трамп, относительно женского статуса: «Тому, что стало неважно, насколько женщина эгоцентрична, самовлюбленна, легкомысленна и невежественна, если она красиво смотрится в бикини?»
Обеспокоенные феминистки перенимают методы Трампа
Онлайн-издание австрийского новостного журнала «profil» говорит о «черном дне феминизма», поскольку в Белый дом переезжает дама, главным карьерным достижением которой было позирование в металлическом бикини с меховой окантовкой. Автор — а она, между прочим, утверждала, что ее задача как журналиста — выводить людей на чистую воду, при этом не компрометируя их — приводит в своей статье комментарий в стиле Джиджи Хадид: Мелания Трамп говорит по-английски действительно с очень сильным акцентом, хотя она переехала в Нью-Йорк еще в 1996 году.
То, что здесь выдается за обеспокоенность феминисток, на самом деле является проявлением высокомерия якобы «лучших»: эмансипированных, образованных, столичных. В Белый дом переехал некто, позволявший себе недопустимые высказывания в адрес женщин, а теперь именно те, кто яростнее всего критиковал его за это, используют его же методы: они опускают Меланию Трамп до уровня куска мяса с хорошими формами. То есть, сексизм борется с сексистом.
Если на платформе opinion-club, где можно выразить свое мнение и где в блогах, по-видимому, обсуждают действительно важные темы, под тегом «феминизм» осуждают повышение статуса бывшей модели до титула первой леди, то это является отличным доказательством тому, насколько в наше время в своих дискуссиях опустились феминистки. Говоря словами Хайди Клум (Heidi Klum), покровительницы модельного бизнеса: дорогие феминистки, сегодня у меня, к сожалению, нет для вас фото. Использовать в обсуждении большого вопроса о том, какой же вклад Мелания Трамп в качестве первой леди может внести в формирование женского образа, такие незначительные критерии, как обнаженные фото 20-летней давности или восточноевропейский акцент, — это отражает лишь самоунижение феминизма.
Хорошая грудь, плохая грудь
Судя по всему, грудь делится на хорошую и плохую. Когда активистки феминистского движения публично раздеваются — это акт эмансипации — их голые груди нужно оценивать как протест против притеснения диктаторами, церковью и различными кастинг-шоу. Когда Мелания Трамп появляется в мужском журнале топлес, то это лишает ее права претендовать на переезд в Белый дом, а ее обнаженная грудь становится символом покорной женщины.
Или как ее окрестило издание FAS: «Барби в Белом доме». Новоиспеченная первая леди в роли куклы с привлекательными формами, смысл существования которой заключается в том, чтобы красиво выглядеть в красивых нарядах.
Растяжимость понятия женского тела многое говорит об ограниченности феминистского женского образа западного общества. Такие, как Мелания Трамп, которая выходит замуж за состоятельного мужчину, который к тому же намного старше нее, у которой много дизайнерских нарядов, но мало политических идей, и которая в ходе предвыборной гонки довольствовалась единственной задачей красиво выглядеть — такие особы не вписываются в представление об эталоне эмансипированной женщины. Имея дело с этими, «другими» женщинами, феминизм в западном обществе выбирает одно из двух: либо они жертвы, которых нужно защищать, либо враги, с которыми нужно бороться.
Феминизм — причина поражения Клинтон?
Протекционизм и дискриминация определяют элитарность феминизма, который прежде всего представлен образованными и политически активными женщинами: они считают, самостоятельно определяя женские планы на жизнь, что женщины должны быть такими, как они. Хиллари Клинтон была одной из них — и, возможно, именно поэтому она потерпела поражение на выборах.
Вскоре после выборов Дональд Трамп вынужден был отправить в отставку мэра небольшого города Клэй в Западной Вирджинии с населением в 500 человек, потому что она одобрительно прокомментировала в интернете нелицеприятный пост о Мишель Обаме. Мишель Обама — обезьяна на каблуках — значилось в посте, который показался мэру забавным. Отвратительное, расистское заявление.
Также, вскоре после выборов выпускница Виргинского университета написала в сети, что Мелания Трамп — первая в истории «первая леди», обязанная сутенеру своим положением в Белом доме. В социальных сетях тысячи подобных высказываний. Но чем отличается сексизм выпускницы из Вирджинии от расизма мэра города Клэй?
Унижение Мелании Трамп все равно не поможет
Да, это ужасно, что Дональд Трамп стал президентом Соединенных штатов, несмотря на то, что он оскорблял женщин и приставал к ним, несмотря на то, что он хвастался похабными историями и пренебрегал правилами игры равноправного общества. Да, сложно представить, что супруга тем не менее преданно и с улыбкой его во всем поддерживает.
И да, то, что Мелания Трамп в качестве первой леди должна соответствовать определенному образу, действительно вызывает беспокойство. Однако беспокойство превратилось в презрение. Посредством унижения определенных личностей, мусульман, мигрантов, инвалидов и женщин Дональд Трамп разрушил во время предвыборной гонки социальную уверенность. Посредством унижения его жены невозможно эту уверенность восстановить.