Возвращаясь из своей последней зарубежной поездки, президент Реджеп Тайип Эрдоган в беседе с журналистами в самолете отметил, что Брексит, подразумевающий выход Великобритании из ЕС, — это «определенная зависимость», и «в Европе тоже могут произойти такие вещи». Из Франции и Италии доносятся похожие голоса…
Затем в своем выступлении президент напомнил, что Турцию 53 года заставляют ждать у дверей ЕС, и выразил недовольство позицией, которую Союз занимает в отношении проблем Турции, особенно в последнее время…
Это заявление президента, который упомянул о «шанхайской пятерке» как о возможной альтернативе ЕС, наводит на мысль о коренных изменениях в турецкой внешней политике.
В ближайшее время было бы полезно исчерпывающе обсудить эту идею в связанных с внешней политикой кругах…
Разница TR-BR
Прежде всего, по аналогии с Брекситом начнем с Трексита, то есть как бы с «выхода» Турции из ЕС.
На самом деле брать Брексит в качестве примера не вполне корректно. По сути, Великобритания — член ЕС, и, согласно принятому на референдуме решению, она осуществляет «выход», то есть Брексит, из Союза. Турция — не член ЕС. В лучшем случае она может «выйти» из процесса переговоров.
Кроме того, в дальнейшем решение, принятое на референдуме в Великобритании, создало эффект шока в британском обществе. Стало очевидно, что многие из тех, кто сказал Брекситу «да», пожалели об этом.
Конечно, для Турции характерна иная ситуация. Фактор, вызвавший настроения в пользу Трексита в Турции, — «утомление от ЕС», как выразился президент. Турецкие официальные лица и турецкое общественное мнение чрезвычайно обеспокоены раздвоенной реакцией ЕС по вопросу членства Турции. Вдобавок к этому царят разочарование и гнев из-за позиции, которую ЕС в последнее время занимает по многим чувствительным для Турции вопросам, от попытки государственного переворота 15 июля до терроризма Рабочей партии Курдистана.
Таким образом, этот фактор способствует тому, чтобы Турция сожгла все мосты с ЕС и отказалась от этого изнурительного, досадного приключения.
Смена курса
Главное — это значение, которое ЕС имеет для Турции.
Несомненно, Союз высоко значим с экономической точки зрения. Более половины своей внешней торговли Турция осуществляет с ЕС. Две трети иностранных инвестиций поступает из входящих в Союз стран. К этому также следует добавить преимущества, которые Турция получает от ЕС в других разных сферах, от технологий до образования.
Но важнейшая особенность ЕС состоит в том, что Союз отражает ценности, к которым всегда стремилась Турция, такие, например, как демократия, и воплощает ее модернизационное видение. А путь к достижению этого лежит через продолжение диалога с ЕС и интеграцию с Союзом.
Свернуть с пути, на который Турция вступила с ЕС, — значит изменить основную внешнеполитическую ориентацию Турции. Необходимо рационально просчитать последствия такого поворота курса.