Взлет Фийона удивил не только его соперников, социологов и журналистов. В Национальном фронте тоже с предельным вниманием следили за прорывом либерал-консервативного кандидата. Дело в том, что в случае теперь уже вероятной победы бывшего премьера во втором туре праймериз правых, Нацфронт предполагает дуэль с ним в финале президентских выборов. В воскресенье вечером окружение Марин Ле Пен вело активнейшую переписку.
«Ален Жюппе (Alain Juppé) был для нас идеальным кандидатом, — признал L’Express представитель ее ближнего круга. — Его „счастливое общество“ — это мультикультурное общество. Выбор избирателей был бы простым. Франсуа Фийон сказал то же самое, только другими словами. Нам потребуется пролить на все это свет».
«Он называет себя голлистом…»
Угол атаки нашли быстро. Прежде всего, это касается итогов его работы как главы правительства Николя Саркози. «Франсуа Фийон был единственным премьер-министром на протяжение его президентского срока, — отметил вице-президент партии Флориан Филиппо (Florian Philippot) в эфире BFMTV. — Он называет себя голлистом, но (…) это человек Лиссабонского договора. Для него суверенитет находится на уровне Европейской комиссии, а не в наследии Филиппа Сегена (Philippe Séguin)».
On savait qu'on aurait un mondialiste ultra libéral face à nous, on apprend que ce sera le plus ultra de tous. Le débat sera clair et net!
— Florian Philippot (@f_philippot) 20 ноября 2016 г.
Флориан Филиппо (Florian Philippot)
@f_philippot
Мы знали, что нам будет противостоять ультралиберал и глобалист, но, как выяснилось, им окажется главный «ультра» из всех. Дебаты будут четкими, ясными!
«Он — пособник Саркози», — утверждает Жан-Лен Лакапель (Jean-Lin Lacapelle), который будет заниматься мобилизацией электората в стратегическом совете штаба Марин Ле Пен. Он не скрывает радости по поводу того, что ему не придется вести борьбу против бывшего главы государства, который, несмотря на неприятие общественным мнением, оставался «бойцом, более мощной силой, чем Фийон».
«Вы видите, чтобы рабочие массово голосовали за Фийона?»
«Фийон — это символ отречения, — объясняет L’Express Жан Мессиа (Jean Messiha), вероятный будущий координатор проекта Марин Ле Пен. — У него есть программа сокращения 500 тысяч чиновников, которую он не сможет выполнить. Эти меры соответствуют европейским рамкам. Но, оставаясь в них, реформировать систему нельзя».
Глава предвыборного штаба Марин Ле Пен Давид Рашлин (David Rachline) тоже с ходу раскритиковал «сумасшедший экономический проект» Франсуа Фийона. Судя по предполагаемы мерам о сокращении 500 тысяч чиновников и отмене ограничений на рабочее время, бывший премьер следует курсу в стиле Маргарет Тэтчер.
«Победа на выборах теперь завоевывается не в центре, а в народных слоях, которые не привлечь программой социального слома», — отмечает Жан Мессиа. «Вы видите, чтобы рабочие массово голосовали за Фийона?» — задает вопрос другой партийный стратег.
«Не стоит недооценивать Фийона, пусть он и похож на неудачника»
Да, если верить мэру Безье Роберу Менару (Robert Ménard), который сам не входит в Нацфронт, но собирается голосовать за Марин Ле Пен на президентских выборах. «Если Фийон победит на праймериз, ей придется тяжело, — предупреждает он. — Она не сможет победить без консервативно настроенного, преимущественно католического электората. В этом залог ее успеха». По его мнению, «выборы решит не социальный вопрос, а вопрос идентичности».
А здесь «не стоит недооценивать Фийона, пусть он и похож на неудачника». Кроме того, Робер Менар говорит, что некоторые из его близких связались с ним и сказали, что скорее проголосуют за Франсуа Фийона, чем за Марин Ле Пен. «Это консервативная в нравах среда, а не буржуазные круги. Это народная среда», на которую главным образом и нацелен Нацфронт.
Такая конкуренция бьет Нацфронт в самое уязвимое место, потому что в его позициях по социальным вопросам нет единообразия. Так, например, Флориан Филиппо критиковал Франсуа Фийона за «в некоторых случаях ретроградскую риторику, в частности по правам женщин», а Жан Мессиа подчеркнул, что Марин Ле Пен — «единственный кандидат, который хочет отменить закон Тобиры» об однополых браках.
Остаются еще иммиграция и ислам. Некоторые представители руководства Нацфронта уже критикуют выступление Фийона в эфире RTL 23 октября, когда он заявил, что принял бы мигрантов, если бы был мэром. Другим направлением атаки стала его защита религиозных свобод. Католик-Фийон выступает против запрета предназначенного для верующих меню в столовых и осуждает агрессивное насаждение светских норм. «Таким образом, он защищает вуаль, минареты и коранические школы», — утверждают в окружении Марин Ле Пен.
"- Si vous étiez toujours maire, vous en accueilleriez [des #migrants]?
— Stéphane Ravier (@Stephane_Ravier) 20 ноября 2016 г.
— #Fillon: bien sûr!"#LaPrimaire pic.twitter.com/oqgaTfvqww
Стефан Равье (Stéphane Ravier)
@Stephane_Ravier
«- Если бы вы все еще были мэром, вы бы приняли [#мигрантов]?
— #Фийон: Разумеется!» #Праймериз
Тем не менее его неукоснительная критика «исламского тоталитаризма» и стремление к переосмыслению дипломатии в пользу развития отношений с Россией и Ираном вынуждают руководство НФ признать, что дипломатическая программа Фийона отъедает кусок у его собственной. «У него те же позиции, что и у нас», — на условиях анонимности признает один представитель Нацфронта. Вызывает у него беспокойство и «динамика Фийона». «4 миллиона избирателей на праймериз означают признание народом. Как это важно, мы знаем еще со времен Хлодвига. А что мы можем сделать, чтобы добиться такой же динамики? Показать синюю розу?»