Наука — это область, свободная от санкций, как искусство, заявил агентству EFE Георгий Тихомиров, научный сотрудник Московского инженерно-физического института (МИФИ), одного из ведущих научных центров России.
По мнению Тихомирова, заместителя директора Института ядерной физики и технологий НИЯУ МИФИ, западные санкции в отношении России не отразились на проектах международного сотрудничества, в которых участвует его научное учреждение.
«Пока эти санкции никоим образом нас не затронули. Ядерная наука более интернациональна, чем политика, поскольку предполагает постоянный обмен идеями, знаниями. Она как искусство», — подчеркнул Тихомиров.
В этой связи ученый вспомнил инцидент с российским бомбардировщиком, сбитым в 2015 году турецкими истребителями, что вызвало резкое обострение отношений между Москвой и Анкарой, в результате чего Россия ввела санкции в отношении Турции. «Тем не менее, наши турецкие студенты продолжали занятия без каких-либо проблем», отметил он.
В настоящее время в МИФИ, выпустившего из своих стен шесть Нобелевских лауреатов, проходят обучение порядка 8 тысяч студентов, около тысячи из них иностранцы, в первую очередь из стран, с которыми Россия сотрудничает в области ядерной энергии.
МИФИ, основанный в 1942 году во время Великой отечественной войны как Московский механический институт боеприпасов, имеет свой собственный исследовательский ядерный реактор, на котором проводятся многочисленные эксперименты в самых разных областях, включая ядерную медицину.
Один из главных вопросов, которым занимаются сотрудники МИФИ, это безопасность ядерных объектов.
С помощью этого устройства физики-ядерщики МИФИ зафиксировать когерентную дисперсию нейтрино, предположение о которой высказывает физика элементарных частиц, но которую, тем не менее, до сих пор никто не доказал.
Хотя в настоящее время существует целый арсенал средств контроля за ядерными объектами, детекторы когерентной дисперсии нейтрино позволят на расстоянии оценивать состояние ядерных реакторов и уточнять наличие изотопов в их активных зонах.
Как считает Тихомиров, АЭС еще в течение долгих лет будут обеспечивать потребности в электроэнергии даже в случае успеха эксперимента ИТЭР, что заставляет работать над повышением их безопасности.