Недавно Азербайджан отметил 25-летие независимости от советской власти. Азербайджан, являющийся, пожалуй, наиболее прозападным и светским государством Евразии с преобладающим мусульманским населением, уже давно ведет борьбу и на другом поле боя, которая после избрания Дональда Трампа может измениться — борьбу с оккупацией Нагорного Карабаха Арменией.
Как часто поступает международное сообщество, для «решения» проблемы, возникшей после кровопролитной войны, длившейся с 1988 по 1992 годы, был создан многосторонний орган. За несколько десятилетий Минская группа ОБСЕ, сопредседателями которой являются Россия, Франция и США, никаких ощутимых результатов не добилась. Сменяющие друг друга президенты США поддерживают Минскую группу только на словах и просят дать им время.
Вполне возможно, что после избрания Дональда Трампа ситуация в корне изменится.
В ходе выборов армяно-американские организации, играющие в политическую игру в борьбе за идентичность, вели против Трампа злобную кампанию в виде непрерывных нападок в интернете и активного распространения дезинформации. Между прочим, армяно-американские организации поддержали Берни Сандерса и выступили против Хиллари Клинтон. Во всяком случае, это свидетельствует о том, что этнические лоббисты оторваны от жизни и, возможно, даже не играют особой роли и никому не интересны. Следует отметить поражение выступавшего против Трампа пламенного проармянского сенатора-республиканца Марка Кирка (Mark Kirk), сопредседателя Армянского кокуса (группы конгрессменов по армянским вопросам — прим. перев), конгрессмена Боба Долда (Bob Dold) от штата Иллинойс или подававшего надежды кандидата в сенат от штата Невада Джо Хека (Joe Heck).
Избранный президент Трамп, ничем не обязанный армяно-американскому лобби, но известный тем, что положительно относится к Азербайджану, может выбрать в отношении нагорно-карабахского конфликта свойственный ему прагматический и ориентированный на национальные интересы подход и способствовать завершению конфликта.
Азербайджан, расположенный в Евразии на Южном Кавказе, после получения независимости неизменно остается стратегическим партнером США и является именно таким светским, прагматичным и современным партнером, какой необходим Америке. Азербайджан в основном ориентирован на Запад, хотя, как и многие страны, в годы правления нынешней администрации США испытывал некоторые колебания. При этом Азербайджан продолжает строительство нефте-и газопроводов, проходящих в Европу и на западные рынки. Кроме того, на международных форумах Азербайджан продолжает поддерживать США и стал близким и, можно сказать, незаменимым союзником Израиля.
Как только Азербайджан объявил о своей независимости, Армения при поддержке России и с молчаливого одобрения Ирана аннексировала Нагорный Карабах и прилегающие к нему районы. Обычным явлением стали массовые убийства, пытки, изнасилования и этнические чистки, в результате чего почти один миллион граждан Азербайджана были вынуждены покинуть свои дома.
Странно, что Армения заявляет права на самоопределение, однако она делает это заявление после того, как оккупировала эту территорию и вытеснила с нее всех этнических азербайджанцев. А как же насчет самоопределения тысяч убитых азербайджанцев и одного миллиона тех, кто ждет возвращения домой? К тому же, учитывая, что в Нагорном Карабахе даже армяне живут в условиях оккупации армянскими войсками, они вряд ли могут претендовать на самоопределение. Именно поэтому для удовлетворения нужд и чаяний армянской и азербайджанской общин Нагорного Карабаха необходимо добиться скорейшего разрешения конфликта мирным путем.
В целях защиты граждан от колониального господства ООН с самого начала назвала самоопределение «правом человека», но Армения это понятие извратила. Ее действия ничем не отличаются от того, как часто поступала Германия в 1930-е годы — оккупировав Судеты и даже аннексировав Австрию. После Второй мировой войны и в постколониальный период праву на самоопределение стали придавать особое значение, чтобы предотвратить возможность оккупации, подобной той, что сейчас осуществляет Армения.
Армения явно притесняет азербайджанцев. Так, согласно определению ООН, действия Армении противоречат принципам мира во всем мире. Кроме того, характеризуя самоопределение, ООН называет его правом «всех народов» свободно осуществлять «свое экономическое, социальное и культурное развитие». Напоминаю, что азербайджанцам в этом было отказано.
Следует отметить, что в постановляющей части этой резолюции ООН указано, что все государства обязаны уважать «суверенные права (народов) и их территориальную целостность». И оба эти права Армения в Нагорно-Карабахском регионе Азербайджана нарушила. Азербайджанцам не разрешили осуществлять самоуправление, так что в суверенитете им было отказано.
Точно так же в результате оккупации нарушена и территориальная целостность Азербайджана. В соответствии с международным правом принцип территориальной целостности запрещает сепаратистские движения или изменение границ одним государством по отношению к другому. Это признано, как нарушение территориальной целостности, многими — в том числе такими организациями, как НАТО, ООН, Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и всеми государствами-членами ООН.
Вопиющим фактом является то, что Армения продолжает использовать аргумент о самоопределении, оккупируя этот регион. Армения обязана соблюдать указы и резолюции ООН и прекратить нарушать права человека, а для этого она должна немедленно прекратить оккупацию Азербайджана и разрешить сотням тысяч перемещенных жителей Нагорного Карабаха вернуться, наконец, в свои дома и жить в мире со своими соседями.
Хотя новому президенту придется решать многие вопросы, президенту Трампу следует серьезно подумать о том, чтобы использовать свое влияние в решении этого затянувшегося конфликта, который (в случае отсутствии его решения) грозит его администрации серьезными проблемами — не следует забывать о внезапных вспышках ожесточенных военных действий в апреле прошлого года. Еще один такой военный конфликт грозит перерасти в региональную войну с участием России, Ирана, Турции и других стран.
Джейсон Кац — основатель и руководитель компании The Tool Shed Group, работающей в сфере стратегической коммуникации и политического консалтинга; занимается вопросами внешней политики и международных отношений. Почти 10 лет занимал должность директора Американского еврейского Комитета (Лос-Анджелес) по взаимодействию с государственными органами и связям с общественностью.