Крупнейшие в мире страны с формирующимися экономиками могут столкнуться с разнообразными проблемами — от замедления темпов роста до коррупционных скандалов, торговых санкций и недовольства зарубежных инвесторов. Но это не помешало Всемирному банку заявить об улучшении условий ведения бизнеса в таких странах. Россия, Китай, Индия и Бразилия получили вотум доверия в представленном во вторник рейтинге ведения бизнеса Всемирного банка. Их прогресс в нередко спорных ежегодных рейтингах банка отчасти объясняется методологическими изменениями.
В России в разгаре разрушительная рецессия, страна борется с последствиями международной изоляции и санкций из-за своего вмешательства в конфликт на Украине. Однако в этом году она переместилась с 62-го на 51-е место, обогнав такие европейские экономики, как Греция и Люксембург, и оказавшись в шаге, например, от Бельгии и Италии.
Китай, где иностранные компании выражают недовольство политикой поддержки отечественных предприятий, поднялся в рейтинге на скромные шесть позиций и стал 84-м среди 189 экономик. В Индии премьер-министр Нарендра Моди (Narendra Modi) провозгласил рост позиции страны в различных рейтингах целью работы своего правительства. В этом году страна заняла 130
Бразильская экономика скатилась в рецессию, а правительство пошатнулось из-за коррупционных скандалов. Но страна продвинулась на четыре строки вверх и оказалась на 116 месте. Единственная экономика БРИКС, которая продемонстрировала спад — это Южная Африка. Она потеряла 30 позиций и заняла 73 строчку. Высокопоставленные политики в развивающихся странах давно критикуют подобные рейтинги, заявляя, что их составители ориентируются на передовые экономики и уделяют слишком мало внимания местным особенностям.
В ответ на жалобы, в частности, Китая, Всемирный банк изменил методологию и пожертвовал тонкостью видения прогресса и акцентами ранжирования в пользу «расстояния до мировой практики» с целью особо выделить лучшие практики по всему миру.
Перемещения в списке этого года указывают на то, что критики давно считали одной из основных проблем рейтинга ведения бизнеса. Проект фокусируется на базовых характеристиках, таких как временные затраты на открытие бизнеса, доступность и надежность электросетей, скорость решения коммерческих споров. Но это не значит, что результат обязательно отражает более широкое понимание делового климата в стране. Он не учитывает меры борьбы с коррупцией, протекционизм или даже общее состояние экономики.
Во многих отношениях отдается предпочтение авторитарным режимам с марионеточными парламентами, где можно быстро изучить все правовые нормы, перед демократиями. Также, по-видимому, на первый план выдвигается наличие определенных законов, а не их применение. В рейтингах этого года Всемирный банк поставил Россию, имеющую целую историю запутанных отношений с иностранными инвесторами, на пятое место среди 189 стран, что касается возможностей принуждения к исполнения контрактов. Чиновники Всемирного банка сами признают, что рейтинги далеки от идеала.
На встрече с журналистами перед презентацией доклада директор департамента глобальных индикаторов Всемирного банка Аугусто Лопез-Кларос (Augusto Lopez-Claros) призвал не усложнять толкование результатов, а также признал, что они не всегда отражают макроэкономические реалии. «Страна вполне может показывать относительно хорошие результаты в рейтинге ведения бизнеса и при этом плохие с точки зрения экономического роста в краткосрочной перспективе», — сказал он.
По его словам, в качестве примера можно привести Исландию, экономика которой рухнула после кризиса 2008 года. По критериям Всемирного банка она сохранила высокую позицию в рейтинге.