Разве это не любопытно? Украина уже начинает вести себя дружелюбно с Россией.
Еще не так давно, скажем, около года назад, многие были уверены, что русские приедут на танках в Донбасс, а затем двинутся на Киев, чтобы поднять над ним бело-сине-красный флаг Российской Федерации. Возможно, посередине даже будет потрет улыбающегося Владимира Путина, окруженного ветвями лавра.
Однако теперь мы наблюдаем свидетельства того, что крупнейшая украинская компания, сотрудничавшая с Россией, хочет вернуться в бизнес. Это замечательная новость. Любые признаки нормализации отношений между Россией и Украиной — это положительный знак, поскольку со временем это может привести к постепенной нормализации отношений России с Европой, важнейшим торговым партнером России.
В пятницу, 25 ноября, украинский импортер природного газа «Нафтогаз» сообщил, что он «готов рассмотреть возможность поставок газа из России». В основе этого предположения лежат те правила, которые были прописаны в предыдущем соглашении, заключенном в прошлом году при посредничестве Еврокомиссии. Несколько недель назад пресс-релизы «Нафтогаза» были полны антигазпромовской бравады. Тот факт, что компания призналась в своей готовности вернуться к сотрудничеству с россиянами, не стоит воспринимать как нечто само собой разумеющееся. Это серьезная веха.
Недавно вице-президент Еврокомиссии Марош Шевчович (Maroš Šefčovič) встретился с российским министром энергетики Александром Новаком, чтобы обсудить транзит российского газа в Европу через Украину. «Нафтогаз» — это крупнейшая компания, занимающаяся транзитом российского газа на европейский рынок. «Газпром» и «Нафтогаз» оказались в центре продолжающегося политического кризиса в отношениях между Россией и Украиной, начавшегося в 2013 году, когда тогдашний президент Украины Виктор Янукович отказался подписать соглашение об ассоциации с Евросоюзом, сделав выбор в пользу более дешевого российского газа. Это его решение спровоцировало масштабные народные протесты, в результате которых место Януковича занял прозападный президент и правительство. До настоящего момента Украина остается лейтмотивом западной истории о возвращении России на путь агрессии — подобно Кубинскому ракетному кризису 1962 года.
«Нафтогаз» импортировал газ из других стран, таких как Словакия, поскольку цены там были ниже тех цен, которые предлагал «Газпром».
В пятницу, 25 ноября, исполнился ровно год с того момента, когда «Нафтогаз» перестал импортировать газ из России. Зависимость от российского газа заставляла Украину идти на множество политических и экономических уступок Кремлю.
«Нафтогаз» считается одной из более открытых и прозрачных украинских компаний, стремящейся следовать более прозападному подходу к управлению компанией и ее филиалами.
Серия корпоративных реформ позволили «Нафтогазу» инвестировать средства в свою собственную добычу газа. «Нафтогаз» стал более самостоятельным и перестал быть бременем для государственного бюджета, как говорится в сегодняшнем заявлении его представителей.
Заявление, сделанное представителями «Нафтогаза» в пятницу, вовсе не означает, что Россия снова станет единственным поставщиком этой компании. Те времена уже прошли. Однако учитывая, что острое соперничество «Нафтогаза» и «Газпрома» спровоцировало конфликт между Украиной и Россией, улучшение отношений между компаниями может привести к существенному снижению напряженности на востоке Украины, где поддерживаемые Москвой сепаратисты сражаются против правительственных сил, чтобы обрести независимость от Киева. Как только конфликт будет урегулирован, Европе придется снять санкции против российской экономики, если Москва выполнит все условия Минского соглашения, подписанного в прошлом году. Однако сейчас предстоит еще очень многое сделать, в том числе провести выборы в той части страны, которая, вероятнее всего, проголосует за политическую автономию от Киева, если выборы состоятся в ближайшее время. Снижение напряженности и некоторое политическое воздействие со стороны Москвы могут несколько умерить пыл крупных городов и областей на востоке Украины, где все еще преобладают пророссийские настроения.