Самолет F-35C — первый в ВМС малозаметный многоцелевой палубный ударный истребитель, который планируется принять на вооружение в 2018 году. Трудно ли посадить истребитель-невидимку на палубу авианосца? Имея увеличенную площадь крыла, усиленное шасси, ударопрочную конструкцию и износостойкое покрытие, этот первый в своем роде самолет ВМС сконструирован специально с учетом жестких условий взлета и посадки на палубу, а его бортовая электроника позволяет летчику в режиме реального времени получать доступ к информации о боевом воздушном пространстве. А командиры в море, в воздухе и на земле получают мгновенную и единую картину боевых действий с высоким разрешением.
F-35C — первый в ВМС малозаметный многоцелевой палубный истребитель, который будет выполнять более широкий круг задач, чем все палубные самолеты до него.
С появлением в составе ВМС первого в своем роде палубного истребителя-невидимки флот обретет дополнительную наступательную гибкость. Этот самолет сможет атаковать самые современные средства ПВО противника и укрепленные объекты, действуя с палубы находящегося в море авианосца. Это позволит маневрирующему авианосцу подвергать опасности вражеские цели с меньшего расстояния, если сухопутные базы будут далеко от зоны боевых действий.
Новый малозаметный ударный истребитель должен поступить в войска к 2018 году, когда он войдет в состав авианосного авиакрыла и станет совершать вылеты вместе с F/A-18 Super Hornet, самолетом дальнего радиолокационного наблюдения E2D Hawkeye и другими машинами. За следующие пять лет ВМС планируют закупить 60 или даже больше новых истребителей, о чем Scout Warrior заявило военно-морское командование.
Готовясь к применению F-35C, ВМС планируют, что новую машину можно будет использовать в любой горячей точке.
В F-35C используется новая технология Delta Flight Path, упрощающая летчику посадку на палубу. Летчики-испытатели и инженеры полагают, что Delta Flight Path существенно снизит нагрузку на пилота во время захода на посадку, усилит безопасность при выполнении данного маневра и уменьшит разброс точек приземления.
Посадка на палубу всегда была непростым делом, поскольку летчик должен делать поправку на скорость ветра, погодные условия и скорость движения корабля. Летчик следует за желтыми огнями на палубе корабля, которые называются линзы Френеля и помогают правильно выстроить угол глиссады при заходе на посадку.
Комплекс посадочных огней в виде линз Френеля включает в себя вертикальный ряд желтых огней между двумя горизонтальными рядами зеленых огней. Как объясняют морские летчики, при помощи цепочки огней и зеркал, и взаимного расположения зеленых и желтых огней летчик видит, идет ли он на посадку ровно по центру, и правильный ли у него угол глиссады.
Если пилот идет точно по углу глиссады, они видит светящийся желтый шар в центре между горизонтальными зелеными огнями. Если он идет выше глиссады, он видит, как шар поднимается над зелеными огнями. Если летчик идет ниже глиссады, он видит, как шар опускается ниже зеленых фонарей.
Кроме того, чтобы точно выровнять самолет при заходе на посадку на палубу на расстоянии чуть больше километра, летчик совершает резкий разворот на 180 градусов со снижением, чтобы сбросить скорость и начать снижение с высоты 200 метров. Взлет также требует огромной концентрации. Самолет может достичь скорости в 160 узлов за две с половиной секунды из-за того, что его выбрасывает вперед паровая катапульта.
Давление в паровой катапульте при поступательном движении поршней достигает 520 фунт-сил на квадратный дюйм (это более 35 атмосфер). Поршни толкают цилиндры, соединенные с челноком, который прикреплен к пусковой штанге, толкающей самолет вперед.
После касания палубы самолет захватывается тормозным тросом, находящимся на высоте от 10 до 15 сантиметров над поверхностью палубы. Гидравлическая жидкость регулирует скорость торможения машины.
Из хвостовой части F-35C опускается крюк, предназначенный для захвата троса и замедления самолета. Чтобы обеспечить малозаметность истребителя, крюк размещается внутри фюзеляжа.
Во всех старых системах хвостовой крюк находится снаружи под двигателем. После касания палубы раскрываются три люка и крюк выпадает наружу.
Самолет должен также выдержать так называемый «свободный полет». Это такая ситуация, когда летчик поздно получает отмашку с запретом на посадку, когда крюк уже зацепился за трос.
По словам представителей ВМС, новый самолет прошел несколько этапов испытаний в рамках увязки и стыковки с системами авианосца и его квалификации. В итоге самолет должен гармонично и бесперебойно работать в составе авианосца и своего авианосного крыла.
У F-35C меньше демаскирующих радиолокационных признаков, и от новой машины ждут, что она станет выполнять задачи как ударный истребитель, вести воздушный бой, разведку и наблюдение, будучи незаметной для противника.
В ВМС надеются, что получив новый самолет, флот будет хорошо оснащен и подготовлен на случай масштабной войны с почти равным по силам противником, каким является Россия и Китай, обладающие, как известно, современными системами ПВО и платформами для ведения воздушного боя.
F-35C и вариант CV для корпуса морской пехоты сочетают в себе беспрецедентную малозаметность в море, скорость и поворотливость истребителя, современную бортовую электронику, системы наведения на цель, средства радиоэлектронной борьбы, сетевые возможности и способность к ведению длительных боевых действий.
Размах крыла у палубного F-35C больше, чем у F-35A из состава ВВС и самолета укороченного взлета и посадки F-35B из состава морской пехоты. Этот истребитель берет на борт 8,6 тонн топлива и 8 тонн оружия. Пустой F-35C весит примерно полторы тонны (так в тексте, в действительности его масса превышает 15 тонн, — прим. перев.) Самолет может выпустить две ракеты класса воздух-воздух AIM-120, и имеет два комплекта боеприпасов Joint Direct Attack Munitions весом 900 килограммов. Максимальная скорость F-35C составляет М=1,6, а дальность полета более 1 200 морских миль.
В опубликованном ранее документе под названием «Концепция морской авиации» об F-35C говорится, что он имеет усиленное шасси и износостойкое покрытие, позволяющие ему выдерживать большие нагрузки и суровые морские условия, а также обеспечивать флот смертоносным сочетанием боевых возможностей.
Испытания F-35C на авианосце
В этом году F-35С завершил третий этап доводочных испытаний. Морские самолеты проходят три этапа испытаний в процессе разработки, чтобы машина соответствовала спецификациям, и чтобы уже на начальной стадии выявить имеющиеся проблемы и недостатки.
2 октября 2015 года два палубных самолета F-35C Lightning II совершили свои первые полеты и посадку с аэрофинишером на палубу авианосца «Дуайт Эйзенхауэр» возле восточного побережья США.
К 2025 году авианосные авиационные крылья в ВМС будут иметь смешанный состав, включая F-35C, F/A-18E/F Super Hornet, самолеты радиоэлектронной борьбы EA-18G Growler, самолеты боевого управления E-2D Hawkeye, вертолеты MH-60R/S, а также машины доставки грузов на корабль, такие как трехроторный конвертоплан ВМС Osprey.
Подрядчиком в строительстве выступает компания Lockheed Martin, а Pratt & Whitney создают двигатель для нового самолета. Согласно сообщениям некоторых изданий, в том числе, War is Boring, стоимость F-35C составит более 337 миллионов долларов.