Никки Хейли (Nikki Haley), вероятно, станет ключевой фигурой в обещанной Дональдом Трампом перезагрузке отношений с Россией.
Когда в среду стало известно, что избранный президент выбрал своим представителем при Организации объединенных наций губернатора Южной Каролины, некоторые эксперты сочли это знаком готовности Трампа выполнить свое обещание и начать активнее сотрудничать с Москвой. Хейли отличается умеренностью и не имеет серьезного внешнеполитического опыта, и это означает, что она, скорее всего, будет следовать курсу Трампа. Объясняя свой выбор, Трамп назвал Хейли «специалистом по заключению сделок» и добавил, что «нам предстоит заключить много сделок».
В ООН Хейли предстоят трудные испытания. Речь будет идти о вопросах жизни и смерти, в которых главным противником Америки уже долгое время выступает Россия в лице своего представителя при ООН — опытного дипломата Виталия Чуркина. Например, США не один месяц безуспешно пытались убедить Россию поддержать введение санкций против сирийского правительства за использование ядерного оружия. Если Хейли откажется от борьбы по этому и некоторым другим вопросам, это, возможно, умиротворит русских, но встревожит Британию и Францию, традиционных союзников Америки в Совете безопасности.
С Хейли в ООН «Соединенные Штаты, вероятно, будут миролюбивыми и склонными договариваться — и станут пытаться взаимодействовать с Москвой, оттеснив Францию и Британию на второй план», — считает старший научный сотрудник Европейского совета по международным отношениям Ричард Гоуэн (Richard Gowan).
Другой хорошо осведомленный о ситуации в ООН источник отметил, что пока рано что-либо утверждать. «Сейчас США и Россия едва не плюют друг другу в глаза в Совете безопасности, — заявил он. — Будут они продолжать в том же духе или произойдет какая-то перезагрузка? Черт его знает».
Как полагают многие, сейчас отношения США с Россией находятся в худшем состоянии со времен холодной войны.
Стороны конфликтуют из-за Сирии, лидера которой Башара Асада Россия защищает как военными, так и дипломатическими средствами. Они также сталкивались из-за российского вторжения на Украину, в ответ на которое США ввели против Москвы санкции, а также добились введения аналогичных санкций от европейских стран. Америка также обвиняла Россию в попытках взлома компьютеров избирательных комиссий во время кампании 2016 года, приведшей к неожиданной победе Трампа. При этом Москва и Вашингтон сотрудничают на некоторых фронтах — например, в вопросе о переговорах по иранской ядерной сделке.
Организация объединенных наций служит одной из главных площадок, на которых разворачивается конфронтация между Россией и США. Причем при администрации Обамы это противостояние приняло максимально жесткие формы, допустимые дипломатическими рамками.
В сентябре действующий представитель США при ООН Саманта Пауэр (Samantha Power) назвала военную операцию, которую Москва проводит в Сирии, «варварством». Спустя несколько недель, Чуркин заявил в беседе с журналистами The Associated Press и ряда других изданий, что отношения с США испортились, в том числе, из-за «фундаментального отсутствия уважения и отсутствия глубокого обсуждения политических вопросов». Россия и США входят в число постоянных членов Совета безопасности ООН с правом вето.
Чуркин также продемонстрировал симпатию к Трампу, подав в сентябре официальную жалобу в ООН на критику в адрес кандидата в президенты со стороны верховного комиссара ООН по правам человека Зейда Раада аль-Хусейна (Zeid Ra’ad al-Hussein).
В свою очередь, Трамп предпочитает даже более мягкий курс в отношении России, чем многие из его собратьев-республиканцев.
Манхэттенский миллиардер называл президента Владимира Путина сильным лидером, отрицал высокую значимость путинского вторжения на Украину и давал понять, что он может позволить России играть первую скрипку, когда речь пойдет об определении судьбы Сирии. Это означает возможное прекращение Америкой помощи умеренным сирийским повстанцам, стремящимся свергнуть Асада.
Wall Street Journal сообщила в среду, что сын Трампа Дональд Трамп-младший (Donald Trump Jr.), проводил в октябре закрытые переговоры с дипломатами, предпринимателями и политиками, в ходе которых речь шла в том числе о сотрудничестве с Россией по вопросу о прекращении сирийского конфликта. По слухам, в переговорах участвовал один из поддерживаемых Кремлем сирийских политиков, выступающих за сотрудничество с Асадом.
Хейли, вероятно, будет крайне трудно подружиться с Россией, не отказываясь при этом от традиционного американского глобального лидерства в таких вопросах, как права человека и расширение демократии. Вдобавок ей придется очень быстро осваивать внешнеполитическую тематику уровня ООН и дипломатическое маневрирование.
«ООН — трудное место, где дипломатия сто раз сложнее обычной, — отмечает бывший пресс-секретарь американской миссии при ООН Хагар Чемали (Hagar Chemali). — Иногда приходится иметь дело с неприятными людьми, с которыми не пришлось бы иметь дело в Вашингтоне. При этом нужно понимать, как взаимодействовать с каждым из этих людей, имея в виду интересы национальной безопасности США».
Чуркин входит в число особенно серьезных фигур. Ребенком он снимался в кино, позднее защитил диссертацию по истории, долгое время находился на дипломатической службе, а с 2006 года представляет Россию в ООН. По словам Чемали, Чуркин и его помощники не стесняются всегда продвигать в первую очередь интересы России, даже если это не нравится другим членам ООН.
«Они очень жесткие переговорщики — и очень умелые, — подчеркнула она. — Хейли придется напирать на взаимные интересы, не жертвуя при этом интересами Америки, которые всегда должны иметь первоочередное значение».
Впрочем, при Трампе возглавляемая Хейли миссия США при ООН, возможно, будет видеть интересы Америки иначе, чем при президенте Бараке Обаме, — и это относится не только к отношениям с Россией. Многие в ООН уже готовятся к новым столкновениям между бюрократией организации и Вашингтоном.
По таким вопросам, как коррупция в ООН, а также необходимость экономии средств и сокращения бюрократии, администрация Трампа может занять намного более жесткую позицию, чем команда Обамы. Чтобы заставить ООН согласиться на реформы, США могут, как они уже делали в прошлом, приостановить выплату своих взносов, составляющих крупные суммы.
Тем не менее, в ООН были в целом довольны, когда Трамп выдвинул кандидатуру Хейли, известной своей корректностью и уравновешенностью. Дипломаты опасались, что он номинирует кого-нибудь из окружения Джона Болтона (John Bolton), который был представителем США при ООН при Джордже Буше-младшем и славился своей враждебностью к организации. Ходили слухи, что рассматривается кандидатура крайне агрессивно высказывающегося в «Твиттере» бывшего пресс-секретаря Болтона Ричарда Гренелла (Richard Grenell).
Хейли, в свою очередь, «считается достойным и уважаемым профессионалом», утверждает представитель Франции при ООН Франсуа Делатр (François Delattre).