Противоречия, связанные с перераспределением экономической мощи и политического влияния, только нарастают. А груз взаимного недоверия сужает возможности эффективно отвечать на реальные вызовы и угрозы.
При этом мы не видим желания некоторых наших партнеров решать реальные международные проблемы. Некоторые структуры, созданные во время холодной войны и, очевидно, пережившие свой век, такие, как, например, НАТО, несмотря на все произнесенные слова о необходимости адаптации к новой реальности, на самом деле не предпринимают никаких реальных действий.
Зато происходят постоянные попытки трансформировать такой ключевой механизм, гарантирующий общеевропейскую и трансатлантическую безопасность, как ОБСЕ, в инструмент, обслуживающий чьи-то внешнеполитические интересы. В результате этот важный инструмент используется впустую.
При этом постоянно штампуются угрозы — вымышленные, мифические, вроде пресловутой «российской военной угрозы». Действительно, это прибыльное занятие: можно новые военные бюджеты выбивать в своих собственных странах, нагибать союзников под интересы одной сверхдержавы, расширить НАТО, приблизить инфраструктуру альянса, боевые подразделения, новую технику к нашим границам. Очень приятно, а подчас и выгодно, выдавать себя за защитников цивилизации от каких-то новых варваров. Но Россия ни на кого нападать не собирается, да и смешно это. Немыслимо и нереалистично. В одной Европе 300 миллионов — все члены НАТО, в США общая численность населения страны — около 600 миллионов человек, в России — 146 миллионов. Однако эта идея продолжает использоваться в определенных политических целях.
Еще одна вымышленная проблема — это истерия (иначе ее не назовешь) по поводу влияния России на ход выборов президента США. В Америке много реальных, требующих срочного разрешения проблем: от колоссального государственного долга до роста трагических исходов, связанных с использованием огнестрельного оружия, и полицейского произвола. Но, видимо, вместо того, чтобы размышлять о причинах и искать решения, проще отвлечь внимание людей на российских так называемых хакеров, шпионов, агентов влияния и так далее и тому подобное. Давайте будем честны: неужели кто-то всерьез думает, что Россия может как-то повлиять на выбор американского народа? Америка — это великая держава, а не какая-то «банановая страна».
Все мы видим, что происходит в Афганистане, Ираке, Ливии и многих других странах. Я задаюсь вопросом: где же результаты борьбы с терроризмом и экстремизмом? В целом, если мы посмотрим на весь мир, на региональном уровне, на отдельно взятых территориях были достигнуты некоторые результаты, но глобальная борьба с терроризмом пока не имела успеха, и угроза продолжает расти. Все мы помним эйфорию некоторых столиц по поводу так называемой арабской весны. Где сегодня эти бравурные марши? Призывы России к совместной борьбе с террористами игнорируются. Террористические группировки продолжают вооружать в надежде использовать их для своих политических целей. Это очень опасная игра.
Сегодня ООН продолжает оставаться институтом, которому нет равных по репрезентативности и универсальности, это уникальная в своем роде платформа для ведения равного диалога. Ее универсальные правила необходимы для того, чтобы вовлечь как можно большее количество стран в процесс экономической и гуманитарной интеграции, гарантировать их политическую ответственность и действовать в целях координации их шагов с уважением к их суверенитету и их модели развития.
Мы уверены, что суверенитет является центральным понятием всей системы международных отношений. Его соблюдение и укрепление — ключ к миру и стабильности на национальном и международном уровнях. Есть множество стран, которые, как Россия, имеют тысячелетнюю историю, и мы научились ценить нашу идентичность, свободу и независимость. Но мы не стремимся ни к глобальному доминированию, ни к экспансии, ни к конфронтации. Мы считаем, что подлинное лидерство состоит не в изобретении вымышленных угроз и использовании их для подчинения других, а в определении подлинных проблем, сотрудничестве и объединении сил разных государств для их разрешения. Именно так Россия понимает сегодня свою роль на международной арене.