27 ноября в 21:50 Франсуа Фийон и Ален Жюппе пожали друг другу руки перед объективами камер в здании Верховного управления праймериз. Особой теплоты в их поведении видно не были: оба они восприняли все как формальность. Тем не менее такой жест очень важен. Он высекает на мраморе объединение президентских конюшен, которые участвовали в гонке правых на протяжение нескольких месяцев.
Выйдя к прессе, Фийон показал маленький кровяной след на кончике носа. «Мне досталось не от Алена Жюппе, а от журналистов», — уточнил он. Эти праймериз действительно не оставили неизгладимых отпечатков и несмываемых обид, хотя многие среди правых опасались этого, думали, что подобный процесс лишь породит сильнейший раскол. Но, несмотря на возникавшую местами напряженность, праймериз, в целом, все равно можно считать успехом.
Всего за вечер Франсуа Фийон стал бесспорным победителем праймериз правых, кандидатом своего лагеря и фаворитом президентских выборов 2017 года, где ему будут противостоять набирающий силу «Национальный фронт» и разобщенные левые. После неожиданного результата в первом туре (более 44%) кандидат, от которого никто ничего не ждал во время кампании, закрепил успех сокрушительной победой во втором туре (66,5% против 33,5% у Алена Жюппе по предварительным результатам с 10 тысяч 008 избирательных участков из 10 тысяч 229) на фоне роста явки: в воскресенье проголосовали более 4,3 миллиона человек. «Это уверенная победа, основанная на убеждениях», «волна, которая разрушила все составленные заранее прогнозы», — отметил он в умеренном выступлении в своем предвыборном штабе.
«Левые — это провал, ультраправые — крах»
На сцену в Доме химии победитель поднялся с жестким взглядом и серьезным видом. Он словно ощутил лежащий отныне на его плечах груз ответственности: добиться смены власти. Тон его речи на фоне выкриков «Фийон — президент» резко контрастировал с радостными возгласами его сторонников во время оглашения первых результатов незадолго до этого. Новый лидер правых без ненужного хвастовства сразу же наметил курс своего лагеря: победить левых и не допустить взлета НФ. «На мне лежит долг победить косность и демагогию, — заявил он. — Левые — это провал, ультраправые — крах».
Масштабы победы дают бывшему премьеру Николя Саркози большую легитимность в объединении лагеря и формировании динамики перед президентскими выборами. Волна Фийона охватила всю Францию: он пришел первым практически во всех департаментах, оставив Алену Жюппе лишь Жиронду и Коррез. Размах его триумфа впечатляет: в своем департаменте Сарта Фийон набрал, по предварительным результатам, 87,5%, а в соседнем Майен — 81,1%. Кроме того, он преодолел отметку в 75% почти в 15 других департаментах, в том числе Варе, Верхней Соне и Луар и Шер.
На фоне полного разброда среди стоящих у власти левых Фийон оказывается в позиции силы перед предстоящими президентскими выборами, где ему придется сойтись с Марин Ле Пен. Уже в воскресенье вечером он задал курс на сплочение, протянув руку как представителями правых и центристов, так и электорату, в частности тем, кто поддержал ультраправых. «Ни один избиратель не должен чувствовать себя униженным или забытым, (…) я протягиваю руку всем, кто хочет послужить нашей стране. Я хочу поделиться моим успехом», — заявил он, отметив, что «думает» о Николя Саркози, который призывал голосовать за него. Кроме того, он направил «послание дружбы и уважения» Алену Жюппе. «Мне потребуются все» в 2017 году, чтобы «победить» левых и НФ и привлечь «избирателей, которые сегодня поддерживают не нас», — подчеркнул он.
«Напомним о 80%, которые сближают нас»
Что касается штаба Алена Жюппе, там никто не протестовал при появлении новостей с первыми результатами. После принесшего разочарование первого тура никто в его окружении больше всерьез не верил в победу. Сам Жюппе сразу же с достоинством признал поражение. «С этого вечера я объявляю о поддержке Франсуа Фийона, желаю ему удачи в президентской кампании и победы в мае», — заявил он, подчеркнув, что горд тем, что вел капанию как «свободный человек, который не отступился от того, кто он есть, и что думает».
Удар оказался тяжелым для Жюппе, который на протяжение многих месяцев считался фаворитом кампании. Подняв руку, он призвал смолкнуть выкрики «Спасибо, Ален», словно в стремлении не привлекать к себе лишнего внимания и по-тихому уйти с национальной арены. «Я горжусь тем, что посвятил 40 лет жизни служению Франции, это принесло мне много радости и свою долю печали», — отметил он, подчеркнув намерение посвятить все силы Бордо.
В воскресенье вечером о былой напряженности быстро забыли. Пришло время для объединения. «Во время кампании напирают на 20% отличий. Сейчас мы напомним о 80%, которые нас объединяют», — подчеркнул пресс-секретарь штаба Жюппе Бенуа Аппарю (Benoist Apparu). Заместитель мэра Бордо Виржини Кальмель (Virginie Calmaels) в свою очередь тщательно подбирала слова, чтобы оправдать такой поворот в вечер голосования и не навредить объединению: «То, что разделяет нас, иногда может быть очень весомым, но оно все равно незначительно по сравнению с тем, что объединяет нас. У Алена Жюппе есть свое мнение, и он хранит верность своим убеждениям. Но он любит свою политическую семью и желает ей победы».
Уход двух «детей» Ширака
Победа Фийона открывает новую страницу в истории правых. Дело в том, что она де факто означает уход из национальной политической жизни двух «детей» Ширака: Николя Саркози и Алена Жюппе. Первый решил посвятить себя семейной жизни после поражения в первом туре, второй — активнее заняться работой в мэрии Бордо. Кстати говоря, Саркози был одним из первых, кто поздравил Фийона и пожелал ему «успехов в предстоящей политической борьбе». «Хочу от всей души поздравить Франсуа Фийона с победой в этот вечер. (…) Теперь нашей политической семье пришла пора собраться».
Уйдя со сцены, два этих ключевых персонажа последних 40 лет истории правых дают свободу для маневра бывшему ученику Филиппа Сегена (Philippe Séguin). Их наследники сразу же предложили свои услуги новому кандидату, к которому многие из них относились с пренебрежением в начале кампании. Бывшие соратники Саркози не стали идти против ветра истории. То же самое касается и исполняющего обязанности президента партии «Республиканцы» Лорана Вокье (Laurent Wauquiez), который поддерживал Саркози на праймериз, но затем признал «безоговорочную победу» Фийона.
В симфонию этого вечера, о котором так долго мечтал Франсуа Фийон, не закралась ни одна фальшивая нотка. Потому что никто из потерпевших поражение кандидатов не выразил ни малейших сомнений. Будь то Брюно Ле Мэр (Bruno Le Mer), Натали Косцюшко-Моризе (Nathalie Kosciusko-Morizet) или Жан-Франсуа Копе (Jean-François Copé), все они приветствовали победу Франсуа Фийона. «Я буду вместе с ним со всей семьей», — отметил Копе. Его поддержка стала весьма символичной, ведь именно против него Фийон развязал в конце 2012 года братоубийственную борьбу (потеряв в ней немало перьев), хоть и победил в конечном итоге на праймериз.
Борьба за центристов
Как считает лидер фракции «Республиканцев» в Сенате Брюно Ретайо (Bruno Retailleau), результаты его кандидата «позволяют естественным образом объединить всех правых, а также всех центристов». Только вот за центристов еще предстоит побороться. Представители двух их главных объединений несколько выделялись на фоне общего хора правых.
Поддерживавший Алена Жюппе Франсуа Байру (François Bayrou) сразу же выразил сомнения по поводу программы кандидата от правых и намекнул на возможное участие в президентских выборах. «Объявленный Франсуа Фийоном проект стал точкой соприкосновения правых. Вопрос в том, является ли он тем центром тяжести, который нужен для будущего нашей страны», — заявил он. Президент Союза демократов и независимых Жан-Кристоф Лагард (он тоже был на стороне мэра Бордо) хочет обсудить с победителем «общий законодательный проект». Центристы собираются дорого продать свои услуги Фийону, который во время кампании открыто критиковал связи Жюппе с центром.
Патрик Деведжян (Patrick Devedjian)из «Республиканцев», который поддерживал Алена Жюппе, однако приветствовал победу Франсуа Фийона, в свою очередь призвал к осторожности: «До президентских выборов остается еще пять месяцев, и было бы ошибкой считать, что победа уже в кармане». Действительно, теперь для Фийона наступает самое тяжелое время. После четко выверенных праймериз ему теперь предстоит привести объединение правых к победе на президентских выборах. Как бы то ни было, первую задачу он выполнил, то есть добился бесспорной победы с формированием четкой динамики. Причем в самый что ни на есть удачный момент, потому что раскол среди левых становится все сильнее.