Дипломатия Абэ, укрепившего свои позиции в мировом сообществе на фоне крепкого союза с США и длительного пребывания у власти, оказалась под встречным ветром. Абэ не удалось изменить отношение Дональда Трампа к Транстихоокеанскому партнерству (ТТП). Над переговорами с Россией по «северным территориям», по которым глава Японии ощущал ответную реакцию, также сгустились тучи. Наступает момент истины: удастся ли японскому лидеру вернуться в прежнее русло за счет доверительных отношений с главами государств — аспекта, который Абэ считает одной из своих сильных сторон.
Вечером 23 ноября Синдзо Абэ вернулся из зарубежной поездки, во время которой он посетил США и Южную Америку. В Нью-Йорке, куда он отправился сначала, Абэ широко улыбался во время рукопожатия с Трампом. Однако в Японии, когда он выходил из самолета под руку с женой Акиэ, на его лице не было улыбки.
Трамп — причина, по которой с лица Абэ исчезла улыбка. Сразу же после пресс-конференции, прошедшей по окончании саммита АТЭС, в ходе которой глава Японии призвал отказаться от политики изоляционизма, Трамп опубликовал видеообращение, в котором объявил о выходе из Транстихоокеанского партнерства (ТТП).
Источник в правительстве рассказал, что он не знает, когда было записано это видео. Японские власти уверены, что оно не адресовано именно Абэ. Примечательно, что Трамп опубликовал это видео, не задумываясь о том, что из-за него Абэ может потерять свое лицо.
Некоторые правительственные чиновники опасаются, что до своей инаугурации Трамп еще заведет речь о таких проблемах, как расходы американских войск. Велика вероятность, что, если ситуация не изменится, Китай и КНДР будут бросать вызовы, проверяя на прочность японо-американский союз.
Появились перспективы для изменений в российско-японских отношениях, которым правительство Японии уделяет особое внимание. Во время визита в Россию в сентябре премьер Абэ демонстрировал «медовый месяц». Тогда он заявил: «Мечта президента Путина — это моя мечта». Однако атмосфера поменялась во время встречи на высшем уровне 19 ноября. В ходе пресс-конференции президент Путин подчеркнул, что территориальные переговоры — это непростая тема. Будто бы нанося завершающий удар, Россия разместила на «северных территориях» новейшие ракеты. Один из японских чиновников отметил, что тяжбы по этому вопросу крайне серьезные.
С экономической дипломатией также не все гладко. Вьетнам приостановил строительство атомной электростанции. Экспорт атомной энергетики из Японии оказался в кризисной ситуации. Этот проект существует со времен Демократической партии, однако администрация Абэ также продвигала его в качестве одного из позитивных примеров экспорта инфраструктурных услуг. В случае если под вопросом окажется и ТТП, и экспорт инфраструктуры, на которые опирается стратегия развития, пострадает управление экономикой.
Дипломатия Абэ заключается в том, что он привязывает доверительные отношения с главами стран к государственным интересам. Также он считает, что доверительные отношения помогают ему менять ветер со встречного на попутный. Абэ успешно перестроил японо-американский союз, над которым сгустились тучи во время его повторного прихода к власти. Он построил доверительные отношения с президентом Обамой, открытым к сотрудничеству.
«Абэ умеет общаться с непростыми оппонентами, несмотря на то, что прежде он бывал несамостоятельным. Возможно, их общение с Трампом будет качественнее, чем с администрацией Обамы», — 23 ноября такое мнение высказал заместитель генерального секретаря кабинета министров Японии Коити Хагиуда (Koichi Hagiuda), находящийся в хороших отношениях с премьером.
Будто бы размышляя о перестройке, премьер все 28 часов полета пробыл в своем кабинете, практически не проводя никаких совещаний.