Три года назад, в ноябре 2013 года, началась революция Майдана на Украине.
Спустя три месяца был свергнут пророссийский режим, Вскоре после этого Россия заняла и аннексировала Крым и вторглась в Восточную Украину. С тех пор там на войне погибло более 10 тысяч человек. И сегодня еще почти ежедневно украинских солдат убивают и ранят. Коррупция, против которой люди тогда вышли на улицы, также остается огромной проблемой в стране.
Несмотря на это, посол Украины в Германии Андрей Мельник (Andrij Melnyk) подводит положительный итог в интервью газете BILD и заявляет, что Крым и Донецкая область вернутся назад под контроль Украины — даже если на это уйдут годы или десятилетия.
BILD: 21 ноября отмечалась третья годовщина Майдана. В 2013 году на Украине было 45 миллионов жителей. Сегодня, спустя три года, жителей стало фактически на семь миллионов человек меньше, тех, кого контролируют Россия и ее представители. Если Вы оглянетесь назад, на эти три года и огромные, частично катастрофические последствия, — сожалеете ли Вы, что Майдан начался?
Андрей Мельник: «Об этом не сожалею ни я, ни большинство украинцев. Потому что Майдан для многих людей был чертой, был испытанием на прочность. Люди не могли и не хотели больше жить так, как раньше. И никто не задумывался о том, что за этим может последовать — этот ужасный сценарий в Крыму, преступная аннексия и затем, конечно, русская война в Донбассе, которая все еще продолжается.
Но я уверен, что большинство людей при всех трудностях и вызовах, которые все еще существуют, не сожалеют о Майдане. Потому что им вернули свободу и самоуважение и Крым будет, возможно, не завтра или послезавтра, снова принадлежать Украине. Для этого у нас достаточно терпения, причем у нас перед глазами опыт Германии. Воссоединение тоже продолжалось долго, но все-таки Германия сегодня объединенная страна. И то же самое происходит и на Востока. У нас происходит политический процесс, в котором Германия принимает активное участие, сама федеральный канцлер лично принимает участие, и это для нас и для всего мира хороший знак.»
Три года назад сообщения о Майдане заполонили все местные СМИ. Каждый день писали и сообщали о том, что там происходит. Сейчас, спустя три года, это выглядит несколько иначе. Украина, собственно говоря, полностью исчезла из медийного поля зрения…
Мельник: «…ну не полностью!»
Но почти. Как Вы считаете, почему это так?
Мельник: «В любом случае, тогда в Германии узнали, что на Украине миллионы людей хотят большего, чем только кое-как, более или менее мирно, но все же не свободно жить и соглашаться со всем, что с ними происходит. И это достижение останется навсегда. Страна пробудилась от летаргического сна. Майдан стал точкой, после которой нет пути назад. Но, к сожалению, Вы частично правы, Украина исчезла с первых полос СМИ, даже если и не полностью. Мы хотим теперь вновь привлечь внимание немцев историями наших успехов в таких областях как борьба с коррупцией, создание правового государства и экономический рост».
Возможно, ЕС тоже был слишком занят собой и прочими кризисами, чтобы адекватно подойти к конфликту?
Мельник: «Понятно, что ЕС находится в глубоком кризисе. Брексит мы ощущаем непосредственно, потому что Великобритания была и остается одним из наших ближайших союзников. Но я не думаю, что в Европе уменьшился интерес к демократической и в будущем процветающей Украине. Возможно, приоритеты немного сдвинулись, но мы остаемся на повестке дня.
И то, что мы сегодня переживаем, это долгий процесс выздоравления. Это процесс с температурой, болью, многими неудачами и огромным сопротивлением. Это мы видели в понедельник на улицах Киева, это уродливые лица нескольких сумасшедших людей, которые пытались поставить под вопрос наследие Майдана. Но это им не удалось. Люди их не поддержали.
Растущее гражданское общество следит недремлющим оком за тем, что делает правительство. И в этом большое отличие от времени до Майдана. Теперь ни один власть имущий не может себе позволить вести себя так, как он хочет. Как режим Януковича. То есть сегодня люди не допустят, чтобы произошло нечто, что пойдет против их интересов, против демократии, против свободы. Это самое главное. Но я считаю, что „организм“ Украина с каждым днем становится все здоровее и сильнее».
Однако то, чем болеет Украина, есть нечто более серьезное, чем обычная простуда. Восточная часть по-прежнему оккупирована, статус укрепился.
Мельник: «Факт в том, что Россия эту оккупацию по-прежнему не хочет признавать, хотя она существует. Никто на Украине не согласится с этим. Мы должны оставаться настойчивыми и терпеливыми«.
В 2013 году люди пошли на Майдан из-за коррупции, чтобы потребовать ее прекращения. Президент Порошенко обещал вести борьбу против коррупции и для этого назначил бывшего грузинского президента Михаила Саакашвили советником и губернатором. Сегодня Саакашвили говорит, что правительство и есть часть коррупции. Прав ли он?
Мельник: «Саакашвили получил честный шанс. Он мог бы за полтора года в Одессе показать, на что он способен. Результат весьма отрезвляющий. Теперь он ищет предлога для собственного поражения. Сначала его мишенью был Яценюк, теперь это Порошенко. Для меня это пустые отговорки от того, чего он не совершил, но за что он отвечал. Тут он абсолютно неправ.
За прошедшие три года в борьбе против коррупции было сделано гораздо больше, чем когда-либо.
Было создано Национальное антикоррупционное бюро Украины „NABU“. Его главным следователем является молодой, но опытный прокурор. Это бюро с 200 следователями было создано с нуля. Следователи получают оклады, в десять раз превышающие оклады других чиновников, чтобы они могли полностью посвятить себя работе. Уже есть более 200 дел. Свыше 100 тысяч чиновников полностью раскрыли данные о своем имуществе в интернете. Вы можете в интернете с помощью одного клика узнать все об имуществе, доходах и расходах высокопоставленных чиновников. Расходы свыше 400 евро должны быть указаны детально. Также и господин Порошенко выложил в интернете все свои данные. Немецкие депутаты говорят, что в ФРГ такая система противоречила бы конституции. Такой масштаб открытости уникален во всем мире. Были установлены новые наказания за преступления. Теперь можно отследить случаи, когда в декларации указаны неверные данные или когда кто-либо не может показать, откуда поступили деньги».
Глядя на тлеющий конфликт с Россией и на трудную борьбу с коррупцией, — какой Вы видите Украину через три года?
Мельник: «Украина будет уверенно идти тем же путем, что и сегодня. Небольшими шагами мы будем продвигаться на пути к прогрессу, к благосостоянию и к ЕС. Пока люди мало чувствуют улучшений. Через три года эти улучшения должны, наконец, дойти и до маленького человека на Украине — в кошельке, в справедливой правовой системе, в свободе. Взятки больше не потребуются. Мы бы проиграли, если бы люди не почувствовали, что революция достоинства принесла нам положительные результаты».