Флотилия российских кораблей в Средиземном море оказывает поддержку сирийскому режиму, одновременно демонстрируя мощь Москвы. Впрочем, при этом она столь же наглядно демонстрирует слабости российских неядерных вооруженных сил.
Государственное телевидение показало российской аудитории, как бомбардировщики картинно взлетают с флагманского авианосца «Адмирал Кузнецов». Иностранные наблюдатели, в свою очередь, смогли посмотреть на истребители МиГ-29 — один из важнейших предметов российского оружейного экспорта — в действии.
При этом на спущенном на воду четверть века назад «Кузнецове» нет мощных катапульт, которыми оснащены американские авианосцы. Поэтому, по словам представителей НАТО, российские самолеты несут меньшую бомбовую нагрузку и меньше горючего.
Из-за нехватки высокопрофессиональных летчиков, способных взлетать с палубы и на нее садиться, на корабле также мало пилотов, сообщают западные чиновники. Москва уже потеряла один истребитель, упавший в ходе тренировочного полета при попытке сесть на авианосец.
«У российского флота в последние годы было немного реального боевого опыта», — утверждает Эрик Вертхайм (Eric Wertheim), автор «Справочника по военным флотам мира» («Guide to Combat Fleets of the World»), выпускаемого Военно-морским институтом.
Российские самолеты бомбят силы оппозиции, выступающей против сирийского президента Башара Асада. Их удары по осажденному Алеппо навлекли на Россию резкую критику со стороны Вашингтона и других западных столиц.
Российские официальные лица не заявляли, что «Кузнецов» принимает участие в ударах по Алеппо, однако ряд высокопоставленных представителей НАТО называли основной целью появления авианосца у сирийских берегов именно это. Некоторое количество российских самолетов также находится на одной из авиабаз в Сирии.
Западные эксперты считают действия «Кузнецова», как и недавние заявления о том, что Россия собирается на постоянной основе разместить ракеты «Искандер» в Калининграде — своем балтийском анклаве, —частью двойственной стратегии российского президента Владимира Путина, которая особенно явно заметна после победы Дональда Трампа на американских президентских выборах.
«Они пытаются действовать двояко, — отмечает один из наших источников. — С одной стороны, на уровне Путина они сигнализируют о своей открытости для сближения и диалога. Однако при этом они фактически перестраховываются на случай, если администрация Трампа сохранит тот курс, которого Запад сейчас придерживается в связи с дурным поведением России».
Во многих отношениях русские подражают американскому флоту, хотя и в намного меньшем масштабе.
Американские ударные авианосные группы считаются одним из главных символов военной мощи Вашингтона. У США есть десять атомных авианосцев, что позволяет президентам оперировать одновременно несколькими такими группами в любых частях мира.
Западные эксперты и военные отмечают, что у русских мало опыта долгосрочных операций.
У российской флотилии также есть логистические проблемы. Москва отозвала свою просьбу о дозаправке в Сеуте — испанском анклаве в Северной Африке, — сообщают аналитики. В результате России пришлось использовать транспорты снабжения для пополнения запасов группы.
В то же время, русские проверили в реальных боевых условиях способность своих пилотов взлетать с палубы «Кузнецова» и садиться на нее. Этот навык трудно выработать, особенно если осуществлять взлет и посадку приходится ночью или в неспокойном море.
Сирийская операция дала российскому флоту возможность «как буквально, так и фигурально стряхнуть ржавчину с техники и навыков», отмечает г-н Вертхайм.
Это не единственный плюс для Москвы. «Флот демонстрирует флаг и получает прессу, — утверждает военный аналитик и специалист по российскому и советскому флоту Норман Полмар (Norman Polmar). — Происходящее укрепляет его престиж».
При этом, по мнению г-на Полмара, возможности русских в области военно-морской авиации и действий с авианосцев ограничены по сравнению с возможностями США.
Он также добавил, что российским летчикам будет «очень трудно» поддерживать боевые навыки после сирийской операции, когда «Кузнецов» отправится на запланированный ремонт и модернизацию.
НАТО внимательно следит за флотилией. Этим занимаются норвежские, британские и испанские надводные корабли, а также голландская подлодка.
По словам одного из британских чиновников, британские фрегат и эсминец, сопровождающие российские корабли, держались так близко к ним, что помешали авианосцу выполнить некие учебные задачи, которые русские не хотели осуществлять на виду у НАТО.