То, что Россия в Калининграде дислоцирует ракеты «Искандер» было известно еще до 2012 года, и это не реакция на приближение НАТО. Об этом заявила вице-президент парламентской ассамблеи НАТО Раса Юкнявичене. По ее словам, просто ракеты «Точка» устарели и были заменены новыми, но это событие Россия использует в пропагандистских целях, чтобы повлиять на волю политиков НАТО, напугать людей, чтобы они не брали на себя ответственность.
— В данный момент вы готовите доклад по России, как вы оцениваете такое масштабное вооружение в Калининградской области?
Раса Юкнявичене: То, что рано или поздно будут развернуты «Искандеры», мы знали еще до 2012 года. Когда я работала в министерстве [обороны], уже было ясно, что там развернуты комплексы « Точка», старая модель, с гораздо меньшим радиусом действия, и их ресурсы будут исчерпаны. И эти ресурсы закончились — они заменяются новыми. Тем не менее, для пропаганды использовано то, что теперь поймали средства массовой информации по всему миру, что [изменения] якобы проводятся из-за приближающегося НАТО. Просто это, как всегда, обычная ложь.
— Так это был всего лишь вопрос времени?
— Да, это был вопрос времени. Все началось примерно в 2009 году, с того времени этот регион особенно начал вооружаться. Кстати, не только он, точно так же — у Пскова, Санкт-Петербурга, что тоже очень важно, потому что назначение Калининградской области в том, чтобы сделать завесу, чтобы силы НАТО не смогли долететь, доплыть, доехать до Балтии — этой узкой полоски земли, которую, конечно же, с трудом можно защитить географически. Но они все это начали гораздо раньше. И теперь они создают такие, популярно говоря, опорные пункты по всему периметру НАТО. Если вы посмотрите на карту Европы, то увидите, что подобные вещи […] в настоящее время происходят в Арктике, Калининграде — значит, они контролируют Балтийское море, после аннексии Крыма аналогичное оружие дислоцировали в Крыму — так контролируется Черное море. Кроме того, год назад утвердившись в Сирии, аналогичные оружие они поставляют и туда. Таким образом, по всему этому периметру формируется баррикада, или стена, занавес, которая для чего-то предназначена, к чему-то там готовятся.
— Все это делается для того, чтобы союзники по НАТО не имели доступа к Балтии ни с воздуха, ни с моря, но на самом ли деле это так? Мы можем быть полностью закрыты и недосягаемы? Неужели нет никаких мощностей?
— На этой неделе, Эдвард Лукас написал, что теперь лучшей тактикой будет не раздражать Россию, развертывая системы противоракетной обороны в Румынии и Польше, а сдерживать ее, и идеально для этого подойдут неядерные ракеты, которые приобрели Польша и Финляндия — именно ими нужно вооружить союзников и это было бы гораздо лучше, чем то, что теперь делает НАТО.
— Ну, знаете, есть не только Россия, есть Иран, та же Северная Корея. Европейское космическое пространство все напрочь дырявое, крупнейшие города никак не охраняются. Но на самом деле сдерживание — одна из самых важных вещей в НАТО, как показывает опыт, (кстати, и в моем рапорте, который мы приняли в Парламентской Ассамблее, есть эта тема), главное не оставлять пустое пространство — вакуум. Почему это произошло в Сирии? Потому что Америка, что тут скрывать, оставила там вакуум. Совершенно пустое пространство, в которое Владимиру Путину оставалось только доставить свои военные мощности. Очень важно, чтобы у нас не образовался вакуум. Он уже сейчас сформировался, НАТО пытается заполнить его в ответ на российское вооружение, которого в десять раз больше. Не желая никого пугать, я хочу сказать, что даже после того, как в следующем году будут дислоцированы по одной тысяче военных военного батальона в каждой из наших стран — это будет еще в десятки раз меньше той мощности, которой обладает Россия на расстоянии всего нескольких километров от нашей границы. Но для сдерживания эти военные очень важны. Именно для сдерживания.
— Вы заговорили об этих батальонах. Могут ли эти действия России заставить НАТО засомневаться в вопросе размещения дополнительного контингента в странах Балтии?
— Конечно, все может быть. Когда мы видим изменения в европейских странах во время выборов, когда мы видим, что благоприятные для России силы могут прийти к власти в некоторых странах, все может быть. Надо помнить, что решения НАТО принимаются на основе консенсуса, есть право вето. Если хотя бы одно государство, из сидящих за столом 28 стран, скажет « нет» (не знаю, не буду говорить, какое это может быть государство), и все — решения защищать ту или иную страну может и не быть. Россия работает в различных направлениях. Развертывание « Искандеров» и то, какой словарь Кремля сопровождает это развертывание — очевидно, что это является частью информационной войны. Для того, чтобы повлиять на волю политиков, напугать людей, чтобы они не брали на себя определенные обязательства.