История свидетельствует, что торговое эмбарго и крепкий союз Кубы с СССР способствовали возникновению на острове жесткого марксистско-ленинского режима. Распад СССР и отсутствие прагматичной позиции США привели к тому, что стала укреплять отношения со странами Латинской Америки. Выход на политическую сцену популистских правительств, прежде всего, приход к власти Чавеса в Венесуэле создал условия для нового союза, давшего администрации Рауля возможность альтернативного пути развития, в то время как Фидель управлял всем процессом на расстоянии.
Аналитические центры утверждали, что в тени Фиделя какое-либо заметное реформирование кубинского режима вряд ли возможно, увязывая действия Рауля с умеренными реформаторскими шагами. И все же Рауль и его команда добились весомых успехов на международной арене. Кубе удалось убедить соседние страны в том, что она не представляет для них никакой угрозы и может способствовать укреплению стабильности на континенте, а поддержка повстанческих движений ушла в прошлое.
Оба лидера удивили общественность. Куба согласилась на переговоры, на восстановление полноценных дипломатических отношений и открывала двери в страну для туризма и инвестиций на заранее оговоренных условиях. Обама начал потихоньку расшатывать эмбарго, рискуя при этом быть обвиненным в том, что он требует от Гаваны никаких серьезных уступок.
Соседи Кубы по американскому континенту, некоторые из которых уже встали на путь умеренного отхода от популизма после ухода из жизни Чавеса, поспешили приветствовать участие Кубы в непростых процессах стабилизации обстановки, в частности, посреднические усилия Гаваны в мирном процессе в Колумбии.
Уже со времен Буша—младшего администрация США стала проявлять прагматизм, отдав предпочтение не стабильности, а ускоренной и расплывчатой демократизации. Стояла задача не допустить второй волны массовой эмиграции, подобной той, что была в 1980 году. Первоочередное внимание уделялось обеспечению безопасности военно-морской базы США в Гуантанамо и охране морских коммуникаций. И если за это нужно было заплатить сохранением коммунистического режима, то это цена была приемлемой.
Эта обстановка относительного затишья досталась Раулю в момент смерти его брата и победы Трампа на выборах в США. Перед новым президентом США стоит дилемма. Если он станет выставлять Раулю жесткие требования, перечеркивающие важные уступки Обамы, то он получить аналогичный ответ, который поставит под угрозу стабильность региона. Если же будет вести себя сдержанно, то тем самым нарушит свои предвыборные обещания. В любом случае Рауль может оказаться победителем.
Трамп тогда может пересмотреть некоторые аспекты реформы Обамы в области здравоохранения. Но разрыв между его планами и их выполнением оставляют множество вопросов, на которые нет ответа. Стоит подождать, пока он назначит лиц, ответственных за внешнюю политику, и возможно, кубинский режим претерпит значительные изменения после того, как в 2018 Рауль оставит свой пост.