Примечание редактора: ниже приводится мнение, прозвучавшее в рамках многостороннего симпозиума, проведенного по инициативе издания the National Interest и нью-йоркской корпорации Карнеги. Мы попросили некоторых из ведущих мировых экспертов высказаться о будущем российско-американских отношений в период полномочий избранного президента Дональда Трампа. Все их ответы приведены здесь.
В вопросе политики США в отношении России я рекомендую приступающей к своим обязанностям администрации Трампа при рассмотрении новых подходов к кризисам на Украине и в Сирии и при переоценке американских целей в отношениях с Москвой заняться решением самой актуальной и неотложной задачи, касающейся России — проблемы становящихся все более опасными взаимоотношений, которые могут привести к прямому конфликту между американскими и российскими войсками.
В качестве первоочередной задачи администрации Трампа не мешало бы расширить российско-американские военные контакты с тем, чтобы избежать случайного конфликта в Сирии и согласовать вопрос о запрете провокационных действий вдоль границ между странами Европы и Россией. Особенно это касается действий, связанных с опасным сближением сил НАТО и России в воздушном пространстве и на море. Эту работу следует начать с соблюдения взаимной сдержанности во время операций, проведение которых сопряжено с риском — даже если в техническом плане они и допустимы.
Одновременно администрации следует тщательно оценить национальные интересы США на Украине и в Сирии — и сделать это надо прежде, чем начинать вести на высоком уровне политический диалог с Москвой по этим двум вопросам. До вступления в какие-то конкретные переговоры с Россией администрация Трампа также должна провести консультации с союзниками США, соответственно, в Европе и на Ближнем Востоке, чтобы выяснить региональные перспективы и, в конечном счете, заручиться поддержкой в отношении предпочтительной стратегии Вашингтона. В целом, новая администрация должна в первую очередь сосредоточиться на выполнимых решениях, которые отвечают жизненно важным интересам Америки, а не стремиться к недосягаемым идеальным результатам в ущерб многим другим задачам США.
Администрации также не мешало бы определить свои общие внешнеполитические цели таким образом, чтобы вписать в этот контекст политику США в отношении России. Поддерживать стабильную возглавляемую Соединенными Штатами международную систему со временем будет значительно сложнее, если продолжится нынешнее сближение России с Китаем, ведущее к объединению Пекина и Москвы против существующего мирового порядка и обеспечивающее им возможность согласовывать политику и стратегию, а также осуществлять продажу высокотехнологичного оружия. Хотя Россия вряд ли объединится с США против Китая, нежелание Москвы участвовать в этой конкуренции могло бы способствовать продвижению Соединенными Штатами своих важнейших национальных интересов. Определение американской политики в отношении России без достаточного учета основных внешнеполитических задач США (что в последнее время стало общей тенденцией), привело к тому, что сегодня между США и Россией возникла опасная конфронтация, а решить некоторые из первоочередных задач Америки так и не удалось.