Все готово для драматического окончания в Нью-Йорке в среду. Магнус Карлсен и Сергей Карякин не смогли завершить дуэль ЧМ за двенадцать обычных партий. Поэтому тай-брейк должен решить, кто же получит корону чемпиона мира.
«Я думаю, что Магнус сейчас очень настроен на дополнительные игры. В последнее время он играл много рапид- и блиц-партий», — говорит гроссмейстер Симен Агдестейн (Simen Agdestein).
Тай-брейк проходит следующим образом: сначала играются четыре рапид-партии. Если не выявляется победитель, играются пять периодов по две блиц-партии. Если после пяти периодов блица Карлсен и Карякин набирают равное количество очков, соперники играют партию армагеддон.
Сергей Карякин ранее, когда он, в частности, на тай-брейке выиграл турнир Кубка мира в Баку в 2015 году, показал, что он может справиться с нервами и делает это великолепно. У Магнуса Карлсена меньше опыта в таких шахматах. Польский гроссмейстер Михал Красенков (Michal Krasenkow) указал на это, как на важную причину для того, чтобы рассматривать русского как фаворита на получение звания чемпиона мира.
«Я верю, что Карлсен и его команда провели хороший анализ. Если он сейчас выигрывает рапид, его объявят гением. Если проигрывает, то становится обычным игроком», — говорит шахматный историк Эйстейн Брекке (Øystein Brekke).
Победа над Карлсеном на тай-брейке в 2005 году
11 лет назад Магнус Карлсен играл на тай-брейке другого большого турнира, на чемпионате Норвегии 2005 года. Его противником был Симен Агдестейн, в тот момент учитель Карлсена. Четырнадцатилетний подросток проиграл эту дуэль.
«Игра была очень напряженной. Мы оба создавали серьезные угрозы друг для друга, если я помню точно. В конце концов, я выиграл, потому что Магнус сделал какую-то очень глупую ошибку», — рассказывает Агдестейн о матче чемпионата Норвегии, проходившем 11 лет назад.
«В игре было очень много психологии. Карлсен был очень раздражен, и, собственно, для этого было много причин. У него была возможность решить все без тай-брейка. Магнус был молод и активен, как все игроки атакующего стиля. Он слегка переоценил себя. Не думаю, что Магнус на 100% воспринимал Симена серьезно. И это сказалось на результате. У старого и ржавого Симена Агдестейна были еще стрелы в колчане», — говорит Брекке.
Он не думает, что Карлсен наступит еще раз на те же грабли и недооценит русского соперника.
«Это интересное сравнение, поскольку в тот раз тоже играли рапид, но думаю, что на этом сравнение и заканчивается», — говорит он.
«Решение, принятое им в двенадцатой партии, свидетельствует об уважении к Карякину. Если бы он решил, что ему достаточно просто выступить, чтобы разгромить соперника, то, думаю, он снова проиграл бы», — говорит шахматный историк.
Преимущество Карлсена
Сергея Карякина хвалили за то, как он ранее играл на тай-брейке. Россиянин хорошо защищался в течение всего матча.
«Он хорош в такой игре. У него крепкие нервы», — утверждает Агдестейн.
Русский, стоящий в рейтинге на девятом месте, как правило, выбирает надежные решения. Это может дать преимущество Карлсену.
«Думаю, он чувствует уважение к Магнусу и потому часто находит довольно осторожные решения. На тай-брейке будут иметь место критические фазы, когда он будет поставлен перед трудным выбором. Он все время выбирает осторожную игру, и для Магнуса хорошо иметь небольшое преимущество. Я думаю, что он этим воспользуется», — говорит бывший учитель Карлсена.
Нынешний чемпион мира сделал, видимо, осознанный выбор и в двенадцатой партии решил пойти на тай-брейк. Многим это решение не понравилось.
«Он выглядел смирившимся в том смысле, что ему пока явно не удавалось переиграть Карякина. С этой точки зрения, его решение очень цинично и умно, потому что он экономит силы», — говорит Агдестейн об этом решении.
«Если он сейчас выигрывает блиц, его могут назвать гением. Если он проигрывает, он становится обычным игроком», — говорит Брекке.