Из внутренних правительственных документов ясно, что власти Швеции обеспокоены проблемой российских ядерных вооружений. Тревога связана не только с воинственной риторикой России, но и с тем фактом, что ядерное оружие всплыло на учениях вблизи Швеции.
«Очень интересно. Западная Европа уязвима перед ядерным давлением Путина, но мало кто на Западе открыто поднимает этот вопрос», — говорит эксперт из Шведской военной академии Тумас Рис (Tomas Ries).
Российское ядерное оружие — особо тревожный фактор, создающий угрозу безопасности в регионе вблизи Швеции, как говорится во внутренних документах министерства иностранных дел, доступ к которым получила Aftonbladet. Согласно материалу, «новый рост роли ядерных вооружений в российской риторике, а также военно-учебной деятельности, — это тревожный фактор при напряженной ситуации в области обеспечения безопасности вблизи наших границ».
В документах отмечается, что Швеции следует продолжать активную работу в области разоружения, в том числе содействуя тому, чтобы «ядерные государства снижали уровень боеготовности своих арсеналов». Например, Швеция будет среди участников грядущих переговоров в ООН о запрете ядерного оружия.
Также в материалах говорится, что Швеция стремится на официальном уровне подключить Россию к «диалогу по повестке дня NIS». NIS — это подразделение министерства иностранных дел, которое занимается вопросами ядерного разоружения.
Мощный ядерный потенциал
Тумас Рис, специалист по России из Шведской военной академии, счел отрывок о ядерной угрозе в документах МИД весьма интересным.
«Некоторые исследователи говорили об этой проблеме, но вопрос крайне мало где открыто поднимался на правительственном уровне», — говорит эксперт.
Он отмечает, что с конца 1990-х Россия несколько раз проводила модернизацию своих ядерных сил. Один из примеров — два корвета, недавно перемещенных в Балтийское море. Они могут оснащаться ядерным оружием, а сейчас, предположительно, находятся в Калининграде.
«Все говорит о том, что они развили очень мощный ядерный потенциал. У них есть ядерная стратегия, и в этом Россия сильно контрастирует с Западом, который в принципе не мыслит категориями ядерного оружия с самого окончания холодной войны. Также Россия симулировала применение таких вооружений на учениях. В 2013 году бомбардировщики отрабатывали ядерные удары по Швеции».
В документах правительственной канцелярии отмечается, что Швеция должна избегать втягивания в эскалацию «касательно ситуации в нашем регионе, ведь это ведет к враждебной полемике и недопониманию, а также сеет страх среди населения». По отношению к России Швеция должна выступать с позиции «твердости, спокойствия и хладнокровия».
При этом отмечается, что изолированный ядерный удар по Швеции — это неправдоподобный сценарий. Но нельзя исключать кризисов или инцидентов с применением военных силовых методов, когда возникает угроза нападения. «Агрессия России против Украины означает, что риск подобных инцидентов вырос, и в особенности в нашем регионе», — подчеркивается в документе.
«Не комментируем утечки»
Тумас Рис разделяет эту точку зрения и не считает, что Россия может напрямую напасть на Швецию.
«С другой стороны, может случиться кризис в Балтийском регионе, где сейчас наблюдается усиление напряженности, и тогда возникнет крайне опасная ситуация. После Украины в 2014 году Запад начал понимать свою огромную уязвимость перед ядерным давлением Путина. Он может вынудить нас пойти на уступки, угрожая ядерным оружием».
Пресс-секретарь министра иностранных дел Маргот Валльстрём (Margot Wallström) Пежман Фиврин (Pezhman Fivrin) подчеркивает, что те документы — это внутренние материалы правительства.
«Мы не комментируем утечки рабочих документов, но в целом можно сказать, что поведение России на Балтике ухудшило европейскую и нашу региональную безопасность. Поэтому мы укрепляем международное сотрудничество, выделяем больше ресурсов на национальную оборону и стараемся повысить уровень доверия и предсказуемости в соседних областях, а также активно и четко поднимаем вопрос о ядерном разоружении».