22 ноября президент Латвии Раймондс Вейонис заявил: «Сплоченность общества — один из вопросов национальной безопасности. Родившиеся в Латвии дети неграждан должны становиться гражданами Латвийской Республики с момента рождения. Мы должны прекратить создавать все новых граждан несуществующего государства и подданных бывшего СССР». После этого на так называемом национальном фланге поднялась буря возмущения.
Из аргументов самых агрессивных крикунов вытекало, что в том случае, если детям неграждан будет предоставляться гражданство, Латвийское государство рухнет. Мол, продвижение таких идей даже можно назвать изменой родине. Как позже иронизировала главный редактор Neatkarīgā Анита Даукште: те, кто распространяет такие пугающие рассказы, в действительности не высоко ценят Латвию. Детей неграждан без латвийского гражданства — всего 80 в год. Необходимо задать вопрос: «Неужели основы государства на самом деле столь слабы?».
В некоторой степени инициатива президента Латвии — ответ на определенные инициативы в России.
Необходимо напомнить, что родившиеся в Латвии дети неграждан имеют право на латвийское гражданство. Если кто-то из детей неграждан остался без гражданства, то это означает, что родители отказались воспользоваться таким правом. Но можно ли из этого делать вывод, что те неграждане, которые при рождении ребенка не заполнили формуляр на гражданство Латвии, враги Латвийского государства, тролли Путина и агенты Кремля?
В большинстве случаев — безусловно, нет! Уже много лет и гражданам, и негражданам Латвии приходится искать ответ на вопрос: есть ли смысл оставаться в Латвии на долгосрочную перспективу? В течение последних восьми лет Латвию покинуло свыше ста тысяч латышей. Чего ожидать от государства, в котором даже депутаты от национального фланга предпочитают выделять деньги из госбюджета на расширение каплиц в латышских волостях, а не на создание новых рабочих в этих же волостях? Коль скоро многие латыши не видят перспектив на своей отчизне, то можно ли в чем-то упрекать неграждан, которые пребывают в еще большем неведении относительно своего будущего? Именно неведение относительно будущего — искать новую родину или остаться — главный аргумент при выборе гражданского статуса ребенка. В связи с неясными планами на будущее были и есть опасения по поводу возможного ограничения прав родителей, если у ребенка будет другой государственный статус. Хорошо известно, что во многих местах, в особенности в Норвегии и в некоторых федеральных землях Германии, даже у граждан ЕС (но у иностранцев) детей отбирают без права вернуть их и немедленно передают на усыновление. В этом году в Румынии большое волнение вызвал следующий случай: работающие в Норвегии румынские граждане — христиане-евангелисты — были лишены родительских прав после конфликта, во время которого одна из их дочерей в присутствии одноклассников произнесла имя Иисуса.
Не следует удивляться, что есть неграждане, которые не знают, что делать в будущем — уезжать или оставаться. Эти люди опасаются, что разный государственный статус родителей и детей может создать проблемы или затруднения.
Таким образом, если вопрос детей неграждан является вопросом национальной безопасности, то со стороны государства должны звучать не призывы или угрозы, а определенные гарантии. Необходимо гарантировать, что семьям неграждан, у детей которых будет латвийское гражданство, не будут чиниться препятствия в том случае, если они решат покинуть Латвию, как это делают тысячи латышей.
Но самое главное — национальная безопасность не укрепится, если важнейшей задачей политиков будет выбивание денег из госбюджета на расширение каплиц!
Вопрос национальной безопасности — удержать латышей в Латвии. Расходы на создание новых рабочих мест в латышских волостях — один из важнейших вопросов национальной безопасности и сохранения латышской идентичности.