Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Действительно ли лучшие ученики настолько продвинуты?

© flickr.com / Rick Collins - UFVКанадские ученики в Британской Колумбии решают математическую задачу
Канадские ученики в Британской Колумбии решают математическую задачу
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сообщим свежую новость тем, кто считает глобальной гонкой проводимую раз в четыре года международную оценку успеваемости учеников по математике и естественным наукам. Но в этот раз впервые была проведена сквозная оценка одной и той же когорты учащихся за счет проведения третьего теста в выпускном классе. И его результаты отрезвили тех, кто пытается усовершенствовать систему образования STEM.

Сообщим свежую новость тем, кто считает глобальной гонкой проводимую раз в четыре года международную оценку успеваемости учеников по математике и естественным наукам. Явные фавориты снова победили. Некоторые восточноазиатские страны пересекли финишную черту с большим отрывом от своих соперников, участвовавших в Международном мониторинговом исследовании качества школьного математического и естественнонаучного образования (TIMSS) за 2015 год, а американские ученики снова оказались в середине забега. Результаты исследования были опубликованы сегодня.

«Это демонстрирует глубокие математические знания и представления» восточноазиатских школьников, говорит содиректор исследования Ина Маллис (Ina Mullis) из Бостонского колледжа, рассказывая о результатах учащихся 8 класса по математике из таких стран как Сингапур, Гонконг, Китай, Южная Корея, Тайвань и Япония, которые на 48 баллов оторвались от остальных стран мира. (У учащихся 4 класса отрыв по математике составляет 23 балла.) «Восточная Азия долгое время занимает лидирующие позиции, а остальной мир размышляет о том, сможет ли он когда-нибудь догнать ее».

Но результаты TIMSS это нечто большее, чем простая оценка 550 тысяч четвероклассников и восьмиклассников из 40 с лишним стран, принявших участие в тестировании, которое проводится в шестой раз с 1995 года. (государства Восточной Азии также лидируют в естественных науках, но некоторые страны их догоняют.) В ходе исследования впервые была проведена сквозная оценка одной и той же когорты учащихся за счет проведения третьего теста в выпускном классе школы. И его результаты отрезвили тех, кто пытается усовершенствовать систему образования STEM (включающую такие области как естественные науки, технологии, инженерное дело, математика) во всем мире.


В девяти странах, давших согласие на участие в третьем тесте, который получил название TIMSS Advanced (продвинутое исследование), те ученики, которые в старших классах занимались по усложненной программе по математике и естественным наукам, демонстрировали все более слабые успехи, продвигаясь от начальной к средней школе и к выпускным классам. Например, американская когорта четвероклассников набрала на 29 баллов больше среднего показателя в 500 баллов по физике, а в восьмом классе превысила его на 13 баллов. Но в выпускных классах в тесте по физике они набрали на 63 балла меньше среднего значения. Показатели этой когорты по математике со временем тоже ухудшались. Будучи четвероклассниками, они набрали на 29 баллов больше среднего показателя, в восьмом классе превышение составило девять баллов, а в выпускном они опустились на 15 баллов ниже средней отметки. В Италии снижение результатов оказалось самым резким. К моменту окончания школы успехи по физике у итальянских учащихся были на целых 126 баллов ниже среднего значения, а по высшей математике — на 78 баллов.

Только элитная группа российских школьников, которые ежедневно занимались математикой дополнительно, избежала такого падения в показателях. У них на каждом уровне оценки были существенно выше среднего балла. Ученики из Словении показали то же самое по физике, но не по математике. Учащиеся из Восточной Азии не принимали участия в TIMSS Advanced, так как эти страны посчитали, что тестирование входит в противоречие с выпускными экзаменами, где ставки очень высоки, поскольку по их результатам выпускников зачисляют в вузы. Поэтому тестирование TIMSS не могло показать, каковы их успехи на всем протяжении школьного обучения.

Те, кто учится по усложненным программам, также с трудом выполняли международные требования по тестированию. По математике лишь два процента из 32 тысяч учащихся набрали достаточное для «продвинутого» уровня количество баллов, и только 43% продемонстрировали «базовые знания» по алгебре, арифметике и геометрии. По физике результаты оказались схожими: только пять процентов из 24 тысяч учащихся добрались до продвинутого уровня, и лишь 46% показали элементарное знание предмета. Это значит, что более половины проэкзаменованных учащихся на самом деле не дотягивают до продвинутого уровня.

«Большинство стран очень разочарованы такими результатами, — говорит Маллис. — Они ждали большего».

Гендерный разрыв


Продвинутое тестирование также показало устойчивый гендерный разрыв в знаниях во многих странах, как по доступности обучения, так и по успеваемости. Ни одна из стран не достигла паритета в физике. Ближе всех к нему подошли Франция и Италия, где доля девочек составила 46 и 47%, соответственно. Девочки показали более слабые результаты во всех странах, кроме Ливана. По высшей математике Италия стала единственной страной, где девочки обогнали мальчиков, а Словения оказалась единственной, где большинство учеников (60%) составляют девочки.

В США девочки составляют только 39% учеников, которые занимаются по усложненной программе по физике, и они в среднем набрали на 46 баллов меньше мальчиков. В то же время, девочки в США в равной степени с мальчиками представлены в математике, хотя показатели у них на 30 баллов ниже. (Из девяти стран американские школьники заняли шестое место по физике и третье по математике.)

В классе

Исследователи TIMSS также собирают информацию об окружении учащихся в школе и об обстановке, в том числе, о количестве времени, уделяемом тому или иному предмету, о том, как ведется обучение, и какое образование и уровень подготовки у учителей. Но результаты такого анализа далеко не исчерпывающие, поскольку до сих пор нет четкого заключения о том, каковы оптимальные методы изучения естественных и точных наук в средней школе.

Например, TIMSS не в состоянии положить конец непрекращающимся дебатам о роли технологий в школе. Процент использования компьютеров на уроках математики в восьмом классе очень разный: в Швеции он составляет 65%, а на Мальте всего 4%. (Среднемировой показатель 32%.) Но те учащиеся, которые могут пользоваться компьютерами, набрали всего на четыре балла больше детей, не имеющих такой возможности.

То, что TIMSS говорит о подготовке учителей, также трудно понять. Лидер тестирования Сингапур опережает США на 44 балла по математике в четвертом классе, и это в общем соответствует данным статистики по образованию сингапурских учителей, у 54% которых специализацией являются естественные науки и начальное образование, в то время как у американских учителей этот показатель составляет всего 11%. Однако в Норвегии он равен 43%, хотя она на восемь баллов отстает от Америки.

В то же время, некоторые результаты тестирования TIMSS подтверждают общепринятую точку зрения. Например, восьмиклассники, которые «редко или никогда» не пропускают уроки, набрали на 95 баллов больше тех, кто отсутствует раз в неделю. Получается, что время, потраченное на учебу, все-таки влияет на успеваемость.