Самое необычное из всех, а в последнем послании тем более — мрачные лица. Многие из присутствовавших в зале закрывали глаза, потом заметно боролись с дремотой, испуганно поднимали веки и опасливо озирались — не видел ли кто. У многих взгляды были завороженные, как у кобры на дудочку — они старались внимать каждое слово, каждое «кхе-кхе» вождя, — пишет Олег Панфилов для Крым.Реалии. — При упоминании «эй-ти» кто-то моргнул, но смог сдержать смех. Это было самое мрачное послание, что называется — послал, так послал.
Предыдущие послания Путина сопровождались восхитительными оценками — сколько раз речь прерывалась овациями, какое количество угроз в адрес врагов было произнесено, сколько раз Путин говорил о «великой» России и ее роли в мировой политике. На это раз он никого не вспомнил — ни слова об Украине и Грузии, США как будто не существуют и даже в очередной раз друг Эрдоган оставлен без внимания. Овации были, но какие-то жидкие и не частые — всего четыре или пять раз. И сама речь скорее напоминала доклад «верного ленинца, дорогого Леонида Ильича», в котором много говорилось о несуществующих достижениях советского народного хозяйства, науки и культуры.
Сказать, что послание Путина ждали, нельзя, его не ждали, как порядком надоевшие прошлые обращения к народу, народа не касающегося. Послания хороши в тех странах, в которых политические традиции подразумевают ответственность за слова и обещания. В России послания превратились в никому не нужный ритуал, особенно сейчас, когда все предыдущие остались словоблудием, а обещания хорошей жизни превратились в пустоту.
Что мог пообещать Путин? Хорошей и честной международной политики — нет, провалена даже та, что еще сохранялась благодаря любезности прежних партнеров. Санкции не только не снимают, но и продлевают, и даже расширяют круг персональных санкций. В Европе все больше обнаруживают фактов попыток непосредственного влияния российской власти в избирательные процессы. За несколько дней до послания западные страны, не только европейские, но и США начали предпринимать реальные шаги по нейтрализации российской пропаганды. Они наконец стали осознавать опасность пропаганды, ранее снисходительно относились к тому, как Кремль врет про войну в Украине, ранее — в Грузии и беспардонно врет о войне в Сирии.
Полагаю, что спичрайтеры Путина просто не смогли найти других объяснений для того, чтобы опять убеждать мир в необходимости российского участия в сирийской войне, которая из гражданского конфликта превратилась в российско-сирийский. Участие Турции теперь даже не упоминается — после лавирования в течение года от определений «турецкая клика» до «наш дорогой друг». Как теперь называть Турцию и ее открытое заявление о том, что она сделает все, чтобы уничтожить Асада, Путин не знает. Турции легче разделаться с сирийским режимом, он по соседству, Путину сложнее — это лишние затраты, которые уже вряд ли вернуться выгодой. Поскольку никаких других достижений у России на международной арене за год не случилось, то и оценивать, а тем более загадывать на будущее Путин не стал, смысла нет.
Ведущее место в послании было уделено «пятилеткам» — тем достижениям, которых не было, и тем, которых не будет. В советской риторике накоплен огромный опыт составления текстов, которые ни к чему не обязывают, главное — хорошо поставленный с металлическим оттенком голос, вовремя выдержанные паузы, во время которых докладчик должен немигающим взглядом обвести присутствующих — разбудить спящих, отвлечь внимание других от желания вздремнуть. У особо опытных чиновников уже давно выработана своя методика присутствия — они научились как лошади спать с открытыми глазами и даже во сне делать умный и сосредоточенный вид, создавая полное ощущение идеологического соучастия.
Вы не поверите, но спустя 17 лет у власти Путин заговорил о развитии страны, как будто специально до того планомерно ее разрушал, а теперь убеждает в том, что ее надо восстановить. В реалии так и есть, и в этом посыле единственная правда, на которую Путин способен — страна действительно доведена до состояния, очень близкого к тому, что переживал Советский Союз в последние годы своего существования. Поздравив «Единую Россию» с пятнадцатилетием, Путин заявил, что «нужно так выстроить совместную работу, чтобы все обещания, обязательства, взятые перед гражданами, были выполнены». То есть, выражена надежда на то, что за 15 лет ничего не исполнялось, а теперь, он надеется, будет наконец выполнено.
Если внимательно перечитывать текст послания, то обнаруживается если не главное, то основное настроение — отчаяние. Или даже безысходность — столько лет прошли впустую — ни достижений, ни результатов, но теперь все как один россияне должны сжать кулаки и стиснуть зубы, и чтобы ни одна корова не осталась без высоких удоев, ни одно нанодостижение не осталось не осмеянным. Как и предыдущие советские вожди, Путин ставит задачи, например, эту — «следующий, 2017 год объявлен Годом экологии» и потом — «поручаю правительству подготовить программы сбережения уникальных природных символов России, таких как Волга, Байкал, на Алтае». Программы сбережения должны быть ежедневной рутинной работой правительства, но вся советская, а теперь российская государственная деятельность строилась на невыполнимых поручениях и компанейщине.
Как может президент самой большой страны в мире говорить о вещах, которые на самом деле должны быть понятны не только любому министру, но чиновникам всех уровней — «по всей стране надо заняться уборкой загрязненных территорий, ликвидировать свалки, в которые превратились окрестности многих населенных пунктов». Воистину, он отец всех бомжей и защитник канализации по всей России.
Слушая Путина в прямом эфире невозможно было избавиться от ощущения, что ты подглядываешь за собранием сотрудников ЖЭКа, на котором злой, но мудрый начальник развешивает «люлей» за плохую работу. Почему Путин только сейчас заговорил о строительстве дорог? Про рост промышленного производства Путин сказал четыре раза в трех абзацах, что таинственное слово «рост» будет запомнено и последующие годы люди будут вспоминать о «росте», как когда-то несколько лет вспоминали о неосуществленном «плане Путина».
Только он сказал о «необходимости нацелить отрасль на выпуск современной конкурентоспособной гражданской продукции для медицины, энергетики, авиации и судостроения, космоса, других высокотехнологичных отраслей», как через несколько часов на территории Тувы упал грузовой космический корабль. Когда Путин произнес «эй-ти технологии», то представляю, сколько людей напряглись, подозревая, что в России было изобретено что-то новое. Оказалось, все намного банальнее, напоминающее советский анекдот о Брежневе, посчитавшем олимпийские кольца за буквы «о» — тексте официального сайта написано «IT-технологии».
Из всего огромного на 1 час 13 минут текста аналитикам удалось выделить несколько тем, и среди них самая удивительная — о коррупции. Коррупция в России такая же древняя традиция, как «лаптем щи хлебать», коррупционеры всегда были, есть и, скорее всего, будут. Самым видным коррупционером в истории России последних трехсот лет был Александр Меншиков, фаворит и правая рука Петра Первого, обласканный вниманием и наградами императора. Точно так же возможно сказать об окружении самого Путина, вокруг которого собрались самые яркие коррупционеры современности — от генпрокурора Чайки до членов кооператива «Озеро». И потому не удивительны слова: «уважаемые коллеги, ваше внимание на это и сказать, что борьба с коррупцией — это не шоу, она требует профессионализма, серьезности и ответственности». В этих словах нет утверждения, что с коррупцией будет покончено, Путин просто призвал не шуметь.
Примерно в таком же стиле и настроении Путин говорил о «свободе слова», о своем понимании «демократии». Но над единственным именем, которые произнес Путин, стоит задуматься, это философ Алексей Лосев. Он был упомянут сразу же после абзаца о том, что грядет столетие большевистской революции 1917 года, с уточнением, что «российское общество нуждается в объективном, честном, глубоком анализе этих событий». Не удивительно, что в путинском тексте неведомые спичрайтеры использовали только одно предложение Лосева, который, как и тысячи российских мыслителей, тоже рассуждал о судьбе родины. Путин почему-то использовал цитату Лосеву для своих нужд, призывая избежать распрей в оценке большевистского переворота.
И как всегда Путин не упомянул одно из самых отвратительных фактов в жизни профессора Лосева — арест вместе с женой в 1930 году, приговор и ссылка на строительство Беломорканала, где ученый полностью потерял зрение. Только за то, что в книге «Диалектика мира» он отвергал марксизм и официальную философию — диалектический материализм. В российской истории было много замечательных ученых, но редко кто не удостаивался «милости» власти, царской или большевистской, сидели в тюрьмах или находились на каторге, а то и вовсе были казнены. Но Путин об этом говорить не будет.
Наконец, как последствие каждого послание — кампания подхалимов, которые поют дифирамбы Путину. И на этот раз их было много, но самым откровенным было сравнение бывшего врача по кличке Хирург: «Когда он говорил о сплоченности и единстве страны, мне почему-то пришло на ум Евангелие от Матфея, глава 12, где сказано, что всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет… Такое ощущение, что он действительно русский царь, помазанник, — признался Хирург. — Его речь пронизана заботой о людях. А где Бог — там любовь. От него любовь исходит — к людям, к стране».
Пронизанная страна будет какое-то время обсуждать пустые слова Путина, потом забудется в ежедневных заботах и проблемах, а спичрайтеры наверняка уже ищут в трудах российских ученых слова, которые обязательно ввернут в текст выступления человека, который наверняка не знает о существовании Алексея Лосева, а если бы знал, то никогда бы не приводил его мысли в подтверждение своих — нужно иметь совесть, чтобы говорить о любви ученого к стране, которая над ним издевалась.