В документе, закрепляющем концепцию внешней политики России, который был опубликован на официальной сайте Министерства иностранных дел России, президент России Владимир Путин отметил, что вероятность ядерного или крупномасштабного конфликта остается невысокой.
В этот документ, который называется «Концепция внешней политики Российской Федерации» и который представляет собой официальную доктрину внешней политики Кремля, был внесен ряд изменений по сравнению с его последней версией, принятой в 2013 году, еще до начала конфликта с Украиной. В четверг, 1 декабря, Кремль издал указ об утверждении новой концепции внешней политики с целью «актуализации приоритетных направлений».
Текст документа был переработан в связи с началом двух конфликтов, в которых России принимает непосредственное участие — конфликтов на Украине и в Сирии. В нем говорится, что «сила» стала важным фактором в мировых делах. Однако, несмотря на неоднократные предупреждения со стороны российских чиновников, включая Путина, о том, что к ядерному арсеналу России не стоит относиться чрезмерно легкомысленно, в новой доктрине Кремля отмечается, что «опасность развязывания крупномасштабной войны, в том числе ядерной, между ведущими государствами остается невысокой».
Согласно этому документу, риски серьезно возрастают, когда речь заходит о вмешательстве ведущих государств «в региональные конфликты и эскалации кризисов». Кроме того, российское правительство обвиняет США и их союзников в попытках «сдерживания России, оказания на нее политического, экономического, информационного и иного давления», что «подрывает региональную и глобальную стабильность».
Москва также выступает против расширения НАТО и укрепления восточных границ альянса, обвиняя его в нарушении «принципа равной и неделимой безопасности», что ведет к «углублению старых и появлению новых разделительных линий в Европе».
НАТО и правительство США неоднократно заявляли, что такие меры, как укрепление восточноевропейских членов альянса и введение санкций против России — это всего лишь реакция на действия России в отношении Украины.