Когда-нибудь я прочитаю о том, что по расчетам торговцев золотом, цены на него в будущем году снизятся. Когда-нибудь я также прочитаю о том, что Луна сделана из сыра.
В политических событиях второй половины уходящего года властвует политическая неопределенность. Брексит, избрание Дональда Трампа, а теперь еще и новая неразбериха в Европе из-за итальянцев, отвергших конституционную реформу. Избиратели повсеместно отвергают правление бюрократов, которое осуществляется посредством прирученных политиков из истэблишмента.
Это должно привести к тому, что мир бросится скупать золото, являющееся прочным бастионом безопасности. Но последние полгода цены на него ползут вниз. Рынки не испугались, и я не могу себе представить, что за мощную политическую неопределенность в 2017 году имеют в виду торговцы золотом, если неопределенностей 2016 года им недостаточно.
Здесь я также наблюдаю еще одну любопытную тенденцию. Я сформировал простой арифметический индекс долларовых цен на шесть недрагоценных металлов. Это алюминий, медь, свинец, никель, олово и цинк. Это не взвешенный индекс, и я не берусь утверждать, что он исключительно точен и репрезентативен. И тем не менее, он рассказывает нам совершенно очевидную историю о том, что рынок недрагоценных металлов в последние полгода укреплялся, а у золота ослабевал. Такой ситуации можно ждать в периоды относительного спокойствия.
Изложу собственную точку зрения на эту ситуацию. Экономическая неопределенность может вызвать потрясения на финансовых рынках, но на политическую неопределенность эти рынки реагируют в целом недолго и не очень сильно, особенно когда речь идет не более чем о конституционных изменениях и связанном с этим ажиотаже. Большинство людей думает, что ситуация исправится.
Но даже если огромная неопределенность действительно поджидает нас за углом, а мировой экономический крах неминуем, я все равно не могу понять, почему «золотые жуки» (сторонники сохранения денежных функций золота), считают, что золото — это та тихая гавань, которая спасет их от бури.
Если в это верит достаточно большое количество «золотых жуков», тогда да, все сбудется. Золото сохранит свою ценность. Но если достаточно большое количество торговцев поверит, что морские раковины — это тоже спасительная тихая гавань, тогда и раковины удержат свою ценность и цену. А еще новогодние елки, цемент и многое другое, что придет вам на ум. Все это будет ценным, если «это» будут ценить люди.
Но теория «золотых жуков» этим не ограничивается, а идет немного дальше. Она гласит, что золото повсюду было основой для бумажных денег (забывая, что в Китае это было серебро), и что с нами неизбежно приключатся ужасные вещи, потому что мы отказались от золотого стандарта. Золото вернется.
Ну, я согласен, мы действительно поплатились за то, что отошли от золота. Правление американской ФРС и Европейский центробанк своими мерами количественного смягчения никогда бы не смогли уничтожить цену денег, если бы они по-прежнему были привязаны к золотому стандарту.
Но в экономическом подъеме прошлого столетия ни разу не было такого момента, когда мировые золотые запасы соответствовали бы потребности в денежной поддержке по фиксированным ценам. И уж точно, такое не может произойти сейчас.
Нравится нам это или нет, но ценность наших сбережений сегодня зависит только от нашей веры в то, что назначенные правительством государственные финансовые органы нас не обманут.
На этом основании я делаю вывод о том, что такой вещи как драгоценный металл больше не существует. Сейчас все металлы — недрагоценные, а один из них очень сильно переоценен.