В своем ежегодном обращении к нации в четверг на прошлой неделе президент России Владимир Путин сказал, что Россия хочет дружить со всеми и не стал говорить о сложных отношениях России с окружающим миром как о проблеме. Но в стратегическом документе, посвященном внешней политике, опубликованном в тот же день, подчеркивается, что США и их союзники подрывают стабильность в мире, ставя на пути России преграды и пытаясь ее изолировать. Для того, чтобы этому помешать, Россия будет реагировать с помощью жестких контрмер, написано в этом документе. В нем сформулирована новая внешнеполитическая доктрина, подчеркивающая, что именно Запад — тот безответственный игрок, который делает мир опаснее. В то время как Россия, напротив, представляет собой стабильность и безопасность.
Оба сигнала поступили всего лишь за несколько недель до того, как Дональд Трамп вступит в должность американского президента, и могут создать совершенно новый момент в международной политике, в частности, в отношении к России.
Давайте сначала рассмотрим один путинский сигнал. В своей речи, которая впервые была почти свободна от рассуждений о внешней политике, российский президент об отношениях с заграницей сказал следующее:
«Мы не хотим конфронтации ни с кем — нам это не нужно. Мы не ищем и никогда не искали врагов. Нам нужны друзья».
Ни слова не было сказано ни о конфликте с Украиной, ни о роли, которую страна играет в войне в Сирии, против чего сильно протестовали и США и прочий Запад во времена Обамы. Вместо этого в речи много говорилось о «традиционных ценностях» — в том, что также является путинским проектом в области ценностей, очень консервативном в идеологическом отношении.
В то время как в выступлении Путина ничего нового о внешней политике не было, это новое можно было найти в новой внешнеполитической доктрине. Она подтверждает то, что мы видели после аннексии Крыма в 2014 году, а также участия России в войне в Сирии, начавшееся чуть более года тому назад.
«Политика Соединенных Штатов и их союзников, направленная на то, чтобы помешать России и использовать политику, экономику, информацию и другие средства давления, подрывают региональную и глобальную стабильность», констатируется в доктрине. В ней говорится также и о рекомендуемой реакции:
«Россия не приемлет попытки использовать военное, политическое, экономическое и другое давление и оставляет за собой право резко реагировать на недружественные действия. Это включает в себя укрепление национальной обороны и ответ „око за око“, или асимметричные меры», говорится в документе. Это России угрожают, а сама страна ни для кого угрозой не является, таков российский припев.
В доктрине Путин подтверждает, что он умеет постоять за себя. Не слишком отличаясь от Дональда Трампа, Путин черпает свою политическую поддержку у избирателей, говоря о желании «возродить величие России». В новом внешнеполитическом документе Путин требует уважения — как равноправного партнера США. И он дает нам понять, что если этого не будет, то нам самим будет хуже.
Новая доктрина подтверждает то, как Путин отреагировал на экономические санкции, введенные США и ЕС после аннексии Россией Крыма и поддержки пророссийских мятежников на востоке Украины летом 2014 года. На следующий день после того, как стало известно о санкциях. Путин ответил введением еще более жестких контрмер.
Любопытно, что Путин посылает один примиряющий и один агрессивный сигнал миру всего лишь за несколько недель до того, как Дональд Трамп переедет в Белый дом в Вашингтоне. Мы не знаем, станет ли Трамп продолжать политику санкций по отношению к России, проводимую Бараком Обамой. Во время избирательной кампании Трамп сказал, что рассмотрит вопрос об отмене санкций против России, введенных из-за аннексии Крыма. Но это было в ситуации, когда могло показаться, что он не знал о том, что Крым был аннексирован незаконно, вопреки нормам международного права.
Несмотря ни на что, два сигнала, поданных Путиным, таковы, что они вполне могут существовать одновременно. С одной стороны — протянутая рука, стремление к сотрудничеству. С другой стороны — предостережение о возможных последствиях для отношений с США и Западом из-за продолжения политики санкций (Путин воспринимает это как продолжение давления на Россию).
Теперь дело Трампа решать, будет ли он принимать от Владимира Путина протянутую руку или же боксерскую перчатку.