Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Провести переоценку и успокоить

Новая администрация Трампа может поспособствовать тому, чтобы Россия отошла от своей антизападной позиции.

© REUTERS / Mark Kauzlarich/File PhotoИзбранный президент США Дональд Трамп
Избранный президент США Дональд Трамп
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Первое, что может сделать избранный президент Трамп, так это выбрать новый тон в общении с Россией, который будет открытым и дисциплинированным. Он должен подтвердить наличие у него глубокой озабоченности по поводу состояния отношений России и США, а также заявить о том, что Белый дом рассматривает Россию как весьма важного партнера в решении многих вопросов.

Примечание редактора журнала National Interest: данная статья представляет собой составную часть многостороннего симпозиума, проводимого журналом National Interest и организацией Carnegie Corporation of New York. Мы спросили некоторых ведущих мировых экспертов о будущем американо-российских отношениях при избранном президенте Дональде Трампе.

Первое, что может сделать избранный президент Трамп, это выбрать новый тон в общении с Россией, который будет открытым, деловым и дисциплинированным. Он должен подтвердить наличие у него глубокой озабоченности по поводу состояния американо-российских отношений, которые многие аналитики сравнивают с холодной войной, и заявить о том, что его администрация рассматривает Россию как весьма важного партнера в том, что касается сокращения рисков использования ядерного оружия в двусторонних отношениях и в глобальном масштабе, борьбы против терроризма и установления большей стабильности на Большом Ближнем Востоке, а также в том, что касается уменьшения нашей общей уязвимости по отношению к кибератакам.

Прогресс в области сокращения угроз и глобальной безопасности невозможен без сотрудничества с Россией, и президент Трамп лично сделает своим главным приоритетом возобновление диалога и консультаций с президентом Путиным и российским правительством по поводу этих вызовов. Хотя президент Трамп и понимает, что нельзя «быстро исправить» отношения между Соединенными Штатами и Россией, он может подчеркнуть, что любые попытки «изолировать» Россию — не говоря уже о том, чтобы «ослабить» ее — противоречат интересам Соединенных Штатов и глобальной безопасности.

Что касается Украины и европейской безопасности, то новый президент должен будет использовать несколько иной подход. Здесь ему следует признать, что соглашение Минск II, вероятно, уже утратило свою полезность и что его администрация готова к непосредственному участию в дипломатических переговорах — либо в Нормандском формате, либо в каком-то измененном формате — с Украиной, Россией и с ключевыми европейскими союзниками для нахождения более всеобъемлющего решения украинской проблемы.

Однако он должен проявлять осторожность в том, что касается обещания «большой сделки», и настаивать на том, что соглашение Минск II продолжает действовать, пока не будет достигнута новая договоренность, а также на том, что Россия останется под санкциями до тех пор, пока она будет продолжать нарушать свои обязательства, вытекающие из Минска II. Новое соглашение может включать в себя поэтапное снятие экономических санкций в ответ на выполнение определенных критериев, а также, возможно, бессрочный мораторий на вступление Украины в НАТО.

Но прежде чем администрация США выступит с предложением относительно нового подхода, президент Трамп должен направиться в Европу для консультаций с союзниками Америки, а также провести встречу с президентом Украины Петром Порошенко — вероятно, в Вашингтоне. И — что самое важное — он должен подтвердить союзникам по НАТО свою твердую приверженность обязательствам, вытекающим из Статьи 5. Он может выразить желание возродить работу Совета НАТО-Россия, а также инициировать общеевропейскую дискуссию в ОБСЕ относительно сокращения риска возникновения военного конфликта, которая со временем может превратиться в более широкую дискуссию по поводу европейской рамочной безопасности с участием России.


Однако тот момент, когда размещение Россией вооружений, ее враждебные действия и риторика вызывают все большую озабоченность НАТО, а также других европейских государств, не входящих в ее состав, подходит только для того, чтобы продемонстрировать 100-процентную поддержку Альянса.

Избранный президент Трамп был абсолютно прав, когда во время предвыборной кампании он сказал, что улучшение американо-российские отношений отвечает интересам Соединенных Штатов и глобальной безопасности, однако он не должен недооценивать тех сложностей, с которыми придется столкнуться на пути к важным прорывам. Новый тон и открытость по поводу большей вовлеченности при решении ключевых вопросов будут полезными, однако будет нелегко преодолеть давно существующие разногласия по поводу Украины, противоракетной обороны, а также по другим вопросам. Сирия представляет собой наиболее многообещающую возможность в краткосрочной перспективе, поскольку администрация Трампа, наверное, займет более гибкую позицию в отношении Башара аль-Асада.

Проявление большей сдержанности по поводу роли Соединенных Штатов в смене режимов в мире будет, в целом, приветствоваться Москвой, и это может помочь Путину избавиться от наиболее мрачных страхов относительно целей Соединенных Штатов в России. Возможно, наиболее значимое изменением с приходом новой администрации Трампа состоит в том, что избранный ей подход к России может помочь Путину отказаться от использования антиамериканской и антизападной позиции в качестве одного из главных пунктов своей внутренней политической консолидации.

Эндрю Качинс является старшим научным сотрудником Центра евразийских, российских и восточноевропейских исследований (CERES) Джорджтаунского университета.