Российская авиация несет беспрецедентные потери — истребитель Су-33 разбился при совершении посадки на авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов». Это уже вторая авария за последние три недели на «Кузнецове». 14 ноября в нескольких километрах от авианосца из-за технической неисправности упал в море истребитель МиГ-29КР. Минобороны России сообщило, что причиной аварии Су-33 стал обрыв аэрофинишера. Позже в Кремле оценили репутационные потери в результате второго инцидента с российским самолетом. «Это очень напряженная, сложная, героическая работа. Именно так это и надо оценивать», — лаконично прокомментировал аварию пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. Военный эксперт и блогер Алексей Арестович не исключает, что россияне уже бы и хотели отозвать «Кузю», но не могут это сделать либо из-за технической неисправности авианосца, либо из-за административных проблем.
Официально Россия заявляет, что причина та же, что и в истории с первым самолетом, — неисправность троса-финишера. Посадка ведь как осуществляется: палуба короткая, и самолет цепляется посадочным крюком за трос, который его тормозит. Таких тросов — четыре, поскольку посадка очень сложная, и современный тяжелый истребитель должен сесть в очень узкий квадрат. Первым тросом обычно не удается зацепиться, цепляются за второй, реже — за третий, и совсем уже редко — за четвертый. Если какой-то из них обрывается, начинаются ой-ой-ой какие проблемы. Например, если один самолет сел и оборвал трос, следующий за ним выходит на круг, и в это время аварийная команда, которая принимает самолет на самом авианосце, должна заменить этот трос. В первом случае она не успела его заменить, или не было исправного троса, самолет использовал топливо и упал. Как свидетельствуют открытые российские источники, та же неисправность привела уже к обрыву. То есть, самолет зацепился, поехал, потом трос оборвался, и истребитель выкатился за пределы палубы и утонул, а летчик катапультировался.
По сути, россияне теряют второй самолет, условно, из десяти — за счет одной и той же поломки. Это говорит о том, что они не только не были готовы, когда шли в этот поход с массой неисправностей, но и не умеют применять сложную технику, которая стоит у них на вооружении. То есть, планирование осуществлялось по-сурковски, в сурков-стайле: не учли реальную военную составляющую, а послали авианосец в качестве медийного проекта — для освещения его СМИ.
Половина самолетов «Кузи» вообще действуют не с авианосца — они прилетели на базу «Хмеймим» и летают оттуда во избежание таких вот ошибок. Всего несколько самолетов, которые прибыли на авианосце и не избежали происшествий, — это позорище, дальше которого уже некуда.
Тем не менее, у Путина не готовы отозвать авианосец, ведь это равносильно признанию поражения. Кроме того, не выполнены какие-то задачи, в том числе внутренние — потренироваться. Я также не исключаю, что россияне попросту не могут этого сделать. Вполне вероятно, что «Кузнецов» просто поломан и не может совершить дальний переход. Либо он технически неисправен, либо они не могут договориться, куда его перебросить, потому что подозревают, что он может не дойти до Северного флота. Возможно, командование хочет вызвать к нему отряд кораблей сопровождения, который сможет в том числе его отремонтировать. В РФ понимают, что если он сломается где-нибудь в Ла-Манше, то это будет совсем уже смешно. Сейчас россияне могут договариваться, в какой дружественный порт он может зайти. Учитывая, что страны ЕС и НАТО и многие другие не хотят принимать авианосец, командование может до сих пор прокладывать варианты возвращения. Скорее всего, в этом причина: Россия не может технически и административно отрегулировать вопросы возвращения.