Российские политики надеются на то, что во Франции и Австрии будут промосковски настроенные президенты. Но дипломатическая оттепель может быть недолгой, говорит российский аналитик.
Российским политикам было непросто скрывать свое удовлетворение новостями, приходившими из Европы в последние недели.
Выборы в Болгарии и Молдавии привели к власти новых, прокремлевски настроенных руководителей. А сейчас телевизионные комментаторы хлопают в ладоши, предвкушая то, что Франция и Австрия могут сделать шаги в этом же направлении.
Во Франции недавняя победа консерватора Франсуа Фийона на праймериз становится началом конца курса санкций по отношению к России, проводимого ЕС, утверждает Алексей Пушков, ветеран внешней политики в правящей партии Владимира Путина.
«Победил Фийон. С 29 ноября во Франции начинается новая эра. Независимо от того, как будут звать следующего президента Франции — Фийон или Ле Пен, это означает перемены во внешней политике», — написал Пушков в Twitter недавно.
И консервативный Фийон, и лидер правой партии «Национальный фронт» Марин Ле Пен, являющиеся сейчас фаворитами в борьбе за президентский пост во Франции весной следующего года, хотят отмены санкций ЕС в отношении России.
Нынешний французский президент Франсуа Олланд поддерживает санкции, связывая отмену их с соблюдением Россией мирных соглашений по Украине. До сих пор этот курс единогласно поддерживали все 28 стран-членов ЕС.
Другие «ползучие» выборы
В Австрии накануне президентских выборов в воскресенье тоже велики шансы кандидата, который хочет сближения с Москвой.
В интервью российской государственной телекомпании Норберт Хофер из «Австрийской партии свободы» (FPÖ) заявил недавно, что визит к Владимиру Путину станет одной из его первых поездок за рубеж, если он выиграет выборы.
«Курс Обамы на „изоляцию“ России рассыпается по частям», — ликовал Алексей Пушков в Twitter.
Если же спросить Сергея Маркова, верного Кремлю комментатора и члена российского Совета по внешней и обороной политике, то Франция и Австрия — только начало.
Он предвидит «радикальные изменения в Европе уже в 2017 году» в виде новых «ползучих» выборов. Бывшие протестные партии постепенно будут завоевывать все большее влияние и положат начало «усилению национальной идентичности», как и в России, говорит он.
«Нас это радует. Когда о России отзываются как о друге и союзнике, нам это приятно», — говорит Сергей Марков в беседе с Berlingske.
Растет вероятность того, что европейские страны и США в определенный момент согласятся на российские требования в соседней с Россией Украине, считает Марков.
«Но вы также должны понять, что мы не боимся этих санкций. Мы привыкли сражаться со всей Европой. Мы много раз делали это раньше», — говорит он.
Критика ислама — это Кремлю неинтересно
Сергей Марков принадлежит в России к числу сторонников жесткой политической линии. Но вместе с тем он указывает на важные различия между правыми европейскими партиями, усиливающими свои позиции, и менталитетом Кремля. Критически относящееся к исламу крыло в протестных партиях Кремль не интересует, считает он.
«Мы не поддерживаем эту борьбу против мультикультурализма. Россия — мультикультурное общество. Мы не можем поддерживать это движение против ислама. Вы же знаете, что в России 15% граждан — мусульмане», — говорит Марков.
Политические разногласия и противоположные интересы гораздо глубже, чем это может показаться в результате поверхностного анализа «пророссийских» или «антироссийских» партий.
По мнению авторитетного внешнеполитического аналитика Татьяны Становой, новые лица в Белом доме и Елисейском дворце будут означать лишь непродолжительную оттепель.
«Сближение — всего лишь результат усталости от нынешних конфликтов, оно не отвечает на вопрос о том, какую стратегию в отношении геополитических требований Москвы они выберут», — пишет она, анализируя французскую политику в отношении России.
Становая, шеф аналитического отдела в аналитическом центре Центр политических технологий, указывает, что идея о том, что Россия окружена западными врагами, была в Кремле точкой опоры на протяжении многих лет. Эта идея не испарится только из-за того, что санкции отменят или Ле Пен победит на президентских выборах.
«В последние годы в российской военной элите сильно выросло чувство уязвимости, и ощущение безопасности не вернется, даже если трампы победят во всех странах Запада и Центральной Европы», — пишет Татьяна Становая.
Симон Крусе — корреспондент газеты Berlingske в России.