Примечание редактора журнала National Interest: данная статья представляет собой составную часть многостороннего симпозиума, проводимого журналом National Interest и организацией Carnegie Corporation of New York. Мы спросили некоторых ведущих мировых экспертов о будущем американо-российских отношений при избранном президенте Дональде Трампе.
Избранный президент Трамп имеет необычную возможность улучшить в ближайшие месяцы тон американо-российских отношений, которые в настоящее время находятся на самом низком уровне после развала Советского Союза. Позитивные возможности в ближайшей перспективе являются значительными, и ими следует воспользоваться. Значительное внимание уже уделяется потенциалу американо-российского сотрудничества на Ближнем Востоке, особенно в том, что касается нанесения военного поражения ИГИЛ (запрещенная в России организация) и разработки мирного плана для Сирии. Однако существует много других фронтов, на которых американо-российское сотрудничество может быть продуктивным, и их не следует обходить вниманием.
Ключевой сферой для более широкого американо-российского сотрудничества может стать экономика. Возглавляемый Соединенными Штатами Запад инвестировал значительные средства в развитие рыночно ориентированной экономики и финансового сектора в России в 1990-е годы и в начале 2000-х годов. Эти усилия способствовали основательной интеграции России в глобальную экономику и финансовую систему. Так, например, значительные усилия были направлены, среди прочего, на создание возможностей для Центрального банка России по наблюдению за российскими банками, на модернизацию системы платежей и создание внутреннего рынка государственных ценных бумаг.
Возросшие в результате объемы торговли и финансовые потоки помогли укрепить связи России с Западной Европой и Соединенными Штатами. В последние годы отношения ухудшились, особенно после захвата Россией Крыма, а западные санкции, фактически, послужили наказанием для России за ее решение войти в состав глобальной экономики, где доминирующее положение занимает Запад, и это решение сделало Россию значительно более для уязвимой для санкций.
Возобновленное экономическое взаимодействие усилит влияние Запада, а не ослабит его. Хотя западные санкции и ослабили российскую экономику, совершенно не очевидно, что они заставляют российское руководство изменить свою политику.
Вовлечение в экономические процессы увеличит влияние Запада в России с помощью целого набора мягких каналов. Кроме того, образовавшаяся в результате более здоровая российская экономика будет способствовать расширению и укреплению хрупкого российского среднего класса. Более сильный и обладающий перспективой роста средний класс, в свою очередь, создаст, вероятно, новое внутреннее давление на Кремль для того, чтобы экономические интересы превалировали над политической повесткой. В результате со временем может появиться кремлевское руководство, которое в значительно большей мере само будет заинтересовано в активных экономических связях с Западом и будет проявлять больше интереса к ориентированному на сотрудничество поведению на международной арене.
Призыв нового президента США к возобновлению экономических связей с Россией не должен восприниматься как поддержка российских внешнеполитических действий на Украине, Сирии или в любом другом месте. Скорее, подобный призыв будет прагматичным шагом, направленным на увеличение благосостояния обычных россиян, а также на укрепление зависимости между повышением эффективности российской экономики и связями этой страны с Западом.
Эндрю Спиндлер является президентом и генеральным директором некоммерческой организации Добровольческий корпус по оказанию финансовых услуг (Financial Services Volunteer Corps).