Примечание редактора: Приведенная ниже статья является частью материалов симпозиума, проведенного по поручению издания National Interest и Нью-йоркской корпорации Карнеги. Мы попросили нескольких ведущих мировых экспертов поделиться их взглядами на будущее российско-американских отношений при избранном президенте Дональде Трампе и опубликовали их ответы.
На фоне разговоров о том, что новая холодная война уже началась, американское политическое руководство должно вырабатывать отношения с Россией с учетом существующих в них проблем и с намерением сделать повторное возникновение подобных проблем маловероятным. Стремление избегать решения этих проблем характерно для мировоззрения прежних поборников холодной войны, которые, казалось, были готовы и даже хотели продолжать это соперничество бесконечно. Отношения, несомненно, испортились, однако в противовес настоящей холодной войне сегодня уже нет глобального идеологического противостояния и глобальных кампаний, включающих в себя опосредованные войны.
Нам стоит забыть о любых надеждах на то, что Дональду и Владимиру удастся наладить отношения между странами благодаря их личным контактам, поскольку эта идея была всего лишь выдумкой предвыборной кампании и результатом некорректного перевода. Любые улучшения в российско-американских отношениях будут основываться не на личностях лидеров, а на общности национальных интересов. Сотрудничество в рамках переговоров по ограничению иранской ядерной программы является одним из новых примеров того, чего можно достичь, несмотря на множество проблем в отношениях. В 2017 году Сирия — а также необходимость уменьшить человеческие страдания и сдержать распространение насильственного экстремизма — станет наиболее удобной возможностью для конструктивных действий, основанных на общности интересов. Это особенно верно, учитывая высказанную избранным президентом Трампом идею о том, что США должны сосредоточиться не на сирийском режиме, а на борьбе против ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная на территории РФ — прим. ред.).
В тех вопросах, где интересы США и России расходятся или Москва демонстрирует неприемлемое поведение, новая администрация должна ясно дать ей понять, что такая политика России мешает налаживанию отношений между двумя странами. США необходимо твердо придерживаться своих позиций в вопросе нарушения Россией договора о ядерных средствах промежуточной дальности, чтобы возможная новая холодная война не стала похожей на прежнюю, то есть чтобы не началась новая гонка ядерных вооружений. Что касается предполагаемого кибер-вмешательства России в демократический процесс в США, президент Трамп, который, по мнению многих, извлек из него наибольшую выгоду, должен однозначно осудить такое поведение.
Администрация США должна относиться к России как к крупной державе, обладающей легитимными и важными интересами в Восточной Европе, и одновременно противостоять незаконным способам реализации этих интересов. Запад должен показать, что он готов принять нейтралитет Украины и ее тесные связи с Москвой, однако для этого Москва должна будет положить конец конфликту в Донбассе. Одной из основных задач должно стать восстановление за Россией ее места в Большой восьмерке, несмотря на то, что условия для ее возвращения пока не были выполнены.
Пол Пиллар — старший научный сотрудник Центра по изучению проблем безопасности при Джорджтаунском университете.