Сенатор Алексей Пушков первым опубликовал в Twitter то, о чем многие спрашивают: «Поражение правительства Ренци на референдуме в Италии может привести к „Италэкзиту“ или к ее выходу из зоны евро. ЕС переживает непростые времена». Газеты и главные агентства сохраняют нейтральный тон, ограничиваясь, максимум, акцентом на критике референдума со стороны Лиги Севера и партии «Вперед, Италия». Так, государственное агентство РИА Новости в хронике референдума приводит все обвинения в «возмутительных» нарушениях, включая историю с карандашами, и приходит к выводу, что в Италии наблюдается «большое политическое напряжение».
Поражение пра-ва Ренци на референдуме в Италии может привести к "Италэкзиту" или к ее выходу из зоны евро. ЕС переживает непростые времена.
— Алексей Пушков (@Alexey_Pushkov) December 4, 2016
В социальных сетях развернулась мощная кампания болельщиков, сопоставимая с футболом: «Путин одержал победу в Италии», «Пинок европейцам» и даже «Теперь к власти придет другой Маттео, который уже два раза побывал в Москве за последние два месяца». Российское интернет-сообщество, похоже, верит, в первую очередь, в то, что российский президент манипулирует исходом выборов в Европе и Америке, и немногие любители политики, в разгар ночи следящие за последними новостями, надеются, что теперь Италия упразднит санкции против Москвы и признает аннексию Крыма. Торжествуют, но по иным причинам, и многие украинские пользователи: по их мнению, Ренци — вернейший сторонник Путина, препятствовавший ужесточению мер Европы против России.
Эта фантастическая диванная политика является свидетельством определенного политического климата, при этом в публикации Пушкова, известного телевизионного журналиста и председателя Комиссии по информационной политике Совета федерации, многие наблюдатели усматривают отражение будущей стратегии Кремля. С начала украинского кризиса, три года назад, российская дипломатия нашла в Европе слабое звено, делая ставки то на Грецию, то на Венгрию, то на традиционные пророссийские круги крупного бизнеса в Германии. Однако ни Ципрас, ни Орбан не решились выступить против Брюсселя, несмотря на сближение и привилегированные отношения с Россией. Маттео Ренци в России не восприняли как враждебного лидера, некоторые даже рассказывают, что его появление на Санкт-Петербургском Экономическом форуме очень расположило к нему российскую элиту, «молодой, энергичный, яркий, выступал не по бумажке», — так охарактеризовал его один из участников форума. Реализм российской дипломатии не позволяет ей слишком надеяться на резкий пророссийский разворот Италии после увеличения в парламенте количества представителей из «Лиги Севера» и партии «Вперед, Италия».