В воскресенье 7 декабря 1941 года примерно в восемь часов утра тишина вокруг Гонолулу, самого большого города штата Гавайи, была нарушена мощным ревом моторов. 183 японских самолета, базировавшихся на авианосцах, загруженные бомбами и торпедами, неслись на город. Через час и десять минут последовала вторая волна из 167 самолетов. США неожиданно вступили в войну.
Причиной был рост напряженности в тихоокеанском регионе с 1931 года, когда японская армия высадилась в Манчжурии для защиты японских интересов. В 1937 году японские войска напали также и на Китай. Ряд западных стран, имевших там большие торговые интересы, с растущей озабоченностью наблюдали за военными действиями Японии. Когда эта страна заняла французские колонии в Индокитае — через год после того, как немцы оккупировали Францию в 1940 году — США, Великобритания и Нидерланды ввели запрет на экспорт нефти и сырья в Японию. Япония в это время была высокоразвитой промышленной страной с хорошо образованным населением, но без сырья. В октябре 1941 года генерал Хидеки Тойо (Hideki Tojo), занимавший пост руководителя Кемпейтай (японской военной полиции, которую можно сравнить с Гестапо) был назначен премьер-министром.
Причиной прошлой войны с Россией в 1904 году был страх растущего российского влияния в результате строительства Транссибирской железной дороги. Поэтому Россия подверглась нападению до окончания ее строительства. В это время японцы не были уверены в том, что они могут выиграть войну, но им никак нельзя было проиграть ее, и они чувствовали, что должны были ее выиграть. Точно такая же ситуация возникла и в 1941 году, поэтому они должны были напасть на США. Японская армия имела хорошую боевую подготовку после 10 лет в Манчжурии и Китае и была очень уверена в своих силах. Командующий флотом адмирал Исороку Ямамото (Isoroku Yamamoto) были морским атташе в Вашингтоне с 1926 по 1928 год, он знал политику, экономические возможности и возможности промышленности США. Но его беспокоило, тем не менее, что нападение «разбудит спящего тигра».
Основная идея была, как и 1904 году — нанести неожиданный удар без предварительного объявления войны. Американский тихоокеанский флот должен был быть выведен из строя, и в таком случае американцам потребовалось бы примерно три года для восстановления флота на Тихом океане. За это время на переговорах можно было бы добиться решения, которое было бы приемлемым для обеих сторон. США, как считал Ямамото, не были заинтересованы в том, чтобы вести войну в течение нескольких лет.
Американские военно-морские журналы описывали учения тридцатых годов, цель которых была защитить базу Перл Харбор от нападения, и японцы внимательно читали их. Предпочтительным считалось нападение с севера при плохой погоде безлунной ночью рано утром в воскресенье, когда большинство судов находились в гавани. Это входило также и в японские планы. Когда один британский авианосец в ноябре 1940 года ночью совершил воздушное нападение на итальянскую военно-морскую базу в Таранто и торпедами повредил три итальянский военных корабля, идея понравилась. Почему английскому военно-морскому флоту удалось использовать торпеды с самолетов в относительно неглубоком порту? Делегация военно-морского флота посетила Таранто. После этого японский флот нашел бухту в северной Японии, которая напоминала порт Перл Харбор. Там флотские пилоты отрабатывали торпедные атаки таким образом, чтобы торпеды не тонули. Для этого нужно было иметь умную систему со стабилизаторами для управления торпедой в воздухе, которые отбрасывались бы при соприкосновении с водной поверхностью.
Продолжительные политические переговоры в ноябре и декабре 1941 года в Вашингтоне между США и Японией не дали результата, но задолго до их окончания японские ударные части уже были в пути. Уже 26 ноября шесть самых больших японских авианосцев в сопровождении линкоров, крейсеров, подлодок, эсминцев и судов поддержки вышли в море и шли пустынными морскими районами при плохой погоде. Если бы они встретились с судами, способными сообщить о движении эскадры, эти суда были бы потоплены.
2 декабря командир эскадры вице-адмирал Чуичи Нагумо (Chuichi Nagumo) получил телеграмму следующего содержания: «Поднимитесь на вершину Ниитака». Это было зашифрованное сообщение, оно давало команду на нападение утром в воскресенье 7 декабря. И в темноте безлунной ночи с позиции севернее Гавайев в воздух поднялась с авианосцев первая волна нападения. Американские шифровальщики отслеживали японские переговоры по радио между Токио и посольством в Вашингтоне. Было известно, что что-то должно было произойти, но точных сведений не было. И войска в Перл Харборе и других заморских территориях 27 ноября были приведены в боевую готовность.
Командиры порта и флота в Гонолулу считали, что будут иметь дело с какой-нибудь формой диверсионного нападения. Поэтому все американские суда стояли на якоре в середине базы друг около друга. Никакого политического предупреждения не было, а то, что фиксировалось, казалось просто рядом незначительных событий. Японская миниподлодка была потоплена недалеко от порта за час до нападения. И примерно за 45 минут до нападения экспериментальная радарная установка получила отчетливое эхо крупной воздушной цели, двигавшейся с севера. Ее перепутали с группой самолетов B-17, которая должна была придти на Гавайи из Калифорнии.
Неожиданный авиаудар был направлен на американский тихоокеанский флот, в первую очередь — на три авианосца. Кроме того, нападению подверглись аэродромы сухопутных частей, флота и морской пехоты на острове. Третья волна, согласно плану, должна была быть направлена на военную верфь, нефтяные цистерны и другие стратегические цели, но Нагумо отказался от этого, опасаясь за свои авианосцы.
Больше всего досталось судам в «Battleship Row» (ряд линкоров), где линкоры стояли пришвартованные по двое друг к другу. Крайние суда были повреждены торпедами, а в линкор «USS Arizona» попала бронебойная бомба японского пикирующего бомбардировщика. Бомба прошла сквозь бронированную палубу и взорвалась внизу в бомбовом отсеке. Только на этом корабле погибло 1 177 матросов, а обломки сейчас лежат как память о тех утренних часах, когда США спали. Всего в Перл Харборе в то утро погибло 2 403 американца.
Несмотря на простые правила безопасности, японское нападение явилось полной неожиданностью. И с тех пор США помнят об этом как о большой трагедии. Зато можно сказать, что японские выводы о том, что можно будет провести переговоры и получить нужное решение, потому что американцы не хотели воевать, оказались поспешными. Президент Рузвельт (Roosevelt), который более двух лет пытался вывести США из изоляционизма, произнес одну из своих наиболее известных речей на следующий день после нападения. Он назвал в конгрессе 7 декабря 1941 года позорным днем.
И сразу он получил поддержку всего народа. Война потребовала разгрома японской империи. Через четыре для после нападения на Перл Харбор Гитлер воспользовался этим случаем для объявления войны США.
Все три авианосца американского тихоокеанского флота находились в море и не были повреждены. Их можно было использовать в будущих операциях. Спустя ровно полгода после нападения на Перл Харбор новый командующий американским тихоокеанским флотом смог с помощью раскрытия шифровальных кодов заманить адмирала Нагумо в ловушку, которая стоила императорскому военно-морскому флоту четырех авианосцев. Через год шифровальщики получили известие о том, что адмирал Ямамото должен совершить полет на борту самолета, который мог быть перехвачен американскими истребителями. Самолет был сбит над островами к востоку от Новой Гвинеи 18 апреля 1943 года. Это была месть американцев за нападение на Перл Харбор.
День 7 декабря 1941 года стал поворотным пунктом в американской истории. С этого дня США были вырваны из изоляционизма и стали великой державой, занявшей лидирующие позиции среди других народов в силу своей политической, экономической и военной мощи.