Примечание редактора: Ниже приводится мнение одного из участников симпозиума, проведенного по инициативе National Interest и Carnegie Corporation of New York. Мы задали нескольким ведущим специалистам с мировым именем вопрос о будущем российско-американских отношений при президенте Дональде Трампе и опубликовали их ответы.
Соединенные Штаты должны проявлять стратегическое терпение в отношениях с Россией. Мы не можем и даже не должны пытаться навязывать России изменения в ее внешнеполитическом курсе и внутренних институтах власти. Поэтому нам не следует реагировать на провокационные высказывания, но мы должны изыскивать возможности для сотрудничества по конкретным вопросам. Администрация Обамы в основном проводит именно такую политику, и нам надо продолжать ее.
Соединенные Штаты должны недвусмысленно и постоянно говорить, что они не стремятся к смене режима в России, а также указывать на то, что Россия специально выдвигает фиктивные аргументы, доказывая, что именно этим мы и занимаемся. Мы должны открыто поддерживать постепенные изменения, которые принесут России больше прозрачности и подотчетности. Например, нам следует положительным образом поддержать декларированную, но не реализуемую на практике российскими властями цель, какой является диверсификация и модернизация экономики. Здоровая экономика и прочные торговые отношения с другими странами выгодны как России, так и остальному миру.
Риторика важна, но ее надо постоянно подкреплять практическими делами и поступками. Неуместные жесты, такие, как визит помощника госсекретаря Виктории Нуланд на Майдан в декабре 2013 года, — это просто глупость. Они усиливают паранойю в команде Путина, однако никак не способствуют конструктивным переменам.
Если говорить в целом, новой администрации США надо перенести центр своего внимания с поддержки цветных революций по всему миру (которые в последнее время ни разу не привели к демократии) на содействие мерам эффективного государственного управления, которое должно стать нашим главным устремлением. Мы должны говорить о том, что хотим видеть эффективную, честную и ответственную власть, которая служит интересам народа и дает возможность государству сотрудничать на международной арене в рамках решения неотложных общемировых задач. Прежде всего речь идет об отказе от той практики, которая ускоряет климатические изменения. Второй глобальный вызов — это экономическое неравенство, достигшее чудовищных размеров в США, России, Китае и многих других странах. Усиление неравенства подрывает шансы на сотрудничество наших стран в решении глобальных проблем, таких, как климатические изменения. Нам нужно настаивать на урегулировании общих проблем мирового масштаба.
В американских заявлениях и действиях должна быть последовательность, но Соединенным Штатам необходимо признать, что легитимность путинского режима все больше зависит от истеричной антиамериканской пропаганды. Он пытается создать атмосферу военного времени, и мы не должны давать ему новые возможности для проведения такой линии. Не в наших силах заставить Путина изменить свой курс, но мы обязаны изыскивать возможности для того, чтобы лишить его низкопробных пропагандистских побед. Нам надо и дальше указывать на то, что его политика не идет на пользу позициям России на международной арене и экономической ситуации в стране. Мы должны снова и снова заявлять о том, что хотим видеть Россию сильной и процветающей, хотим, чтобы она обеспечивала стабильность в своем географическом окружении.
В сегодняшних условиях новую актуальность приобретает совет Джорджа Кеннана (George Kennan), изложенный им в «статье Х». Он заключается в том, что мы должны видеть перспективу, потому что режим придет в упадок сам по себе. Причины этой актуальности — те же самые. Путинскому режиму по политическим соображениям нужен внешний враг. Такая стратегия выгодна ему, пока он в состоянии поддерживать иллюзию того, что Россия это настоящая сверхдержава, а поэтому Соединенные Штаты полны решимости ослабить и в конечном счете разрушить ее.
Томас Ремингтон — профессор политологии, работающий в университете Эмори.