Пользуясь тем, что президент Обама после избрания нового президента США в течение двух с половиной месяцев будет находиться в положении «хромой утки» и, следовательно, будет сильно ограничен в своей внешнеполитической активности, Москва активизировала свои действия в Сирии. Установление полного контроля над Алеппо должно стать важным символическим достижением Асада. Чтобы помочь ему достичь этой цели, накануне американских выборов к сирийским берегам отправился единственный российский авианосец «Адмирал Кузнецов» с кораблями сопровождениям.
Судя по ряду признаков, генеральный штурм Алеппо планировалось начать примерно 15 ноября. Надеялись, что к тому времени уже определится, кто будет новым американским президентом, и внимание американской, да и мировой общественности будет отвлечено увлекательным процессом формирования новой президентской администрации в США, и ей вообще будет не до Сирии. Но на президентских выборах в США победил Дональд Трамп, а не Хилари Клинтон, как ожидали во всем мире. В связи с этим в Кремле возникла кратковременная эйфория в связи с надеждой на новую «перезагрузку» в отношениях с Америкой. В Москве даже несколько притормозили операцию против Алеппо.
И «Адмирал Кузнецов», и сопровождающие его корабли пока что в боях в Сирии как будто всерьез еще не участвуют, а скорее только «демонстрируют флаг». Вообще, значение этого похода не столько военно-стратегическое, сколько политико-символическое. Ведь при наличии российских военно-воздушных баз в Сирии никакой острой нужды направлять к сирийским берегам авианосец не было. Гораздо проще и дешевле было бы просто перебросить дополнительные самолеты и боеприпасы на сирийские аэродромы хоть через Черноморские проливы, хоть через Иран. Но Москве принципиально важно показать миру, что Россия не хуже Америки и тоже может направлять авианосец к далеким берегам. Показать европейцам, что они тоже могут быть уязвимы для ударов российской палубной авиации.
Беда только в том, что, как я уже писал, и турбины авианосца оставляют желать лучшего, и умение российских пилотов сажать самолеты на авианосец находится на самой низкой отметке. И неизвестно еще, как долго продлится конфликт в Сирии, и выдержит ли корабль столь долгий срок пребывания вдали от родной базы. Ведь отзывать его до получения какого-то определенного результата в Сирии было бы уже не демонстрацией флага, а потерей лица. Ведь не секрет, что надежность единственного российского авианосца, мягко говоря, оставляет желать лучшего.
Введенный в эксплуатацию в 1991 году, «Адмирал Кузнецов» (при закладке назывался «Рига», спущен на воду под названием «Тбилиси») неоднократно имел проблемы с паровыми турбинами. Начнем с того, что для своей бесперебойной работы они требуют дистиллированной воды, для чего вместе с авианосцем приходится посылать танкер с такой водой. Когда в декабре 1995 года «Адмирал Кузнецов» отправился в Средиземное море, у двух из восьми паровых котлов оказались засолены трубки, поскольку матросы, чтобы не морочиться, вместо дистиллированной залили забортную воду. В том походе из-за постоянных проблем с трубками авианосец двигался со скоростью 2-4 узла. В феврале 1996 года у Мальты отказали вообще все котлы, и авианосец встал. А в октябре 2003 года произошел пожар в главном газоходе, когда «Адмирал Кузнецов» отправился после докования в Баренцево море на ходовые испытания. При длительном походе риск такого рода происшествий, естественно, возрастает.
Ну, а с авиагруппой «Кузнецова» просто беда. В России всегда был острый дефицит летчиков, умеющих сажать самолет на авианосец. А это — гораздо более трудная задача, чем посадить машину даже на небольшой сухопутный аэродром. Доказательством этого служит хроника последних авиапроисшествий на «Адмирале Кузнецове».
18 октября 2004 года на авианосец совершил жесткую посадку самолет Су-25УТГ. Машина зацепилась посадочным гаком за трос аэрофинишера и восстановлению не подлежала. 5 сентября 2005 года в Северной Атлантике произошли две аварийные посадки истребителей Су-33 на авианосец. Один из истребителей упал в океан и затонул на глубине 1100 м. К счастью, пилотировавший самолет летчик успел катапультировался, второй же самолет удержался на палубе. Причиной обеих аварий был обрыв троса аэрофинишера. Уже во время нынешнего похода, 14 ноября 2016 года, в Средиземном море во время захода на посадку на борт крейсера после выполнения тренировочного полета к берегам Сирии потерпел крушение истребитель МиГ-29К. К счастью, пилот катапультировался и был спасен, а самолет упал в море, не повредив авианосец. А 3 декабря та же участь постигла Су-33. Наиболее вероятные причины всех этих происшествий — ошибки экипажей.
Все это дает основания предполагать, что в случае, если авиагруппе «Кузнецова» все-таки придется участвовать в интенсивных боевых действиях в Сирии, то командование, чтобы не рисковать неизбежными в этом случае авариями при частых посадках на авианосец и связанными с этим потерями людей и техники, предпочтет перебросить всю или большую часть авиагруппы «Адмирала Кузнецова» на базы в Сирии. По некоторым признакам, сейчас это уже частично происходит. После этого авианосец может спокойно отправляться домой, пусть это произведет и не самое благоприятное впечатление о российской военно-морской мощи. Численность же российской авиагруппы в Сирии может, как минимум удвоится (хотя точное число самолетов на борту «Кузнецова» неизвестно).
Что же касается ситуации в Сирии, то здесь пока что сдерживать Россию, до того, как определится внешняя политика новой американской администрации, пытаются Турция и страны Евросоюза. Турецкий президент впервые прямо заявил, что турецкая армия находится в Сирии для свержения режима Асада. Это весьма обязывающее заявление дает понять Москве, что Анкара не допустит разгрома антиасадовской оппозиции. Ну, а в ЕС заговорили о новых санкциях против России в связи с ее ролью в Сирии. Однако маловероятно, что их успеют принять до вступления в должность нового президента США. Не допустить победы Асада и Москвы в Сирии Турции и Евросоюзу по силам, но для этого желательно одобрение Вашингтона.