Министр обороны Петер Хультквист предупреждает, что есть международные силы, которые хотят признать российскую аннексию Крыма, и это может подорвать нынешний миропорядок. Что касается шведов, то им надо готовиться к «мрачным сценариям». Хультквист подчеркивает серьезность ситуации: «Оборона Швеции — это не хобби».
Новоизбранный американский президент Дональд Трамп расхваливает президента России Владимира Путина. Слышно все больше голосов, призывающих признать российскую аннексию украинского Крыма, предостерегает министр обороны Швеции Петер Хультквист (Peter Hultqvist).
«США — мировая держава, чьи решения и инициативы влияют на ситуацию на других континентах и в других странах. Еще в ходе предвыборной кампании Трамп анонсировал значительные изменения в американской позиции по отношению к Европе и НАТО, — говорит Петер Хультквист и продолжает, — Вдобавок Трамп и Путин перед лицом общественности хвалили лидерские качества друг друга. В процессах такого типа легко забыть о реалиях, таких? как, например, ситуация с Крымом и готовность России применить военную силу для достижения своих целей».
Министр обороны говорит о новой непредсказуемой нестабильности, которая угрожает безопасности демократий.
«Что касается миропорядка, то очень важно, чтобы не было признания российской аннексии Крыма задним числом. Она противоречит международному закону и праву, подрывает европейскую безопасность, ставит под сомнения международные нормы в Европе и мире».
Полгода назад Петер Хультквист подписал договор с США о военном сотрудничестве. Теперь Хультквист и министр обороны Финляндии Юсси Ниинистё (Jussi Niinistö) хотят организовать трехстороннюю встречу с новым министром обороны США Джеймсом Мэттисом (James Mattis).
«Договор подписывается странами, и я полагаю, что США твердо придерживаются своих международных договоров. Но в диалоге мы хотим прояснить обстановку», — объясняет Петер Хультквист.
Есть и ряд забот поближе к дому, считает он.
«Проблемой являются правые националисты в Европе. Многие из них поддерживают разного рода отношения с Россией».
Хультквист давно предупреждал о том, что Россия вооружается, а также пытается подорвать стабильность наших прибалтийских соседей и ведет психологическую войну как против них, так и против Швеции. По его мнению, для оборонной политики коалиционного правительство до самого момента аннексии Крыма было характерно стремление выдавать желаемое за действительное.
Многие страны-члены НАТО сейчас повышают расходы на оборону, чего требует и Трамп. Однако Петер Хультквист говорит, что шведские вооруженные силы не получат быстрых денег. Сейчас важно, чтобы то повышение финансирования в 2016-2020 годах, решение о котором приняли пять партий риксдага в 2015 году, дало результаты. В следующем году правительство сформирует новую парламентскую комиссию по вопросам обороны, а в 2020 году будет принят новый план в этой области.
«Развитие нашего военного потенциала — это не хобби. Это делается вследствие постоянного снижения уровня безопасности. Очень важно, чтобы нам удалось выполнить план. В нынешней реальности необходимо уметь видеть и мрачные сценарии: как действуют авторитарные общества, в чем заключаются их замыслы и конечные цели».
Дональд Трамп потребовал, чтобы другие страны тратили больше средств на оборону. По установке НАТО, расходы на оборону должны составлять не менее двух процентов ВВП.
Вот соответствующие расходы стран вокруг Балтийского моря в процентах от ВВП, по данным НАТО, Стокгольмского института исследования проблем мира и Исследовательской службы шведского риксдага:
Россия — 5,4.
Эстония — 2,2.
Польша — 2,0.
Латвия и Литва — 0,5.
Финляндия — 1,3.
Германия и Дания — 1,2.
Швеция — 1,1.
Министр обороны Петер Хультквист отказался сообщить, какова позиция правительства по поводу сдачи в аренду России порта Слите.
Лидер либералов Ян Бьёрклунд (Jan Björklund) спросил министра обороны во время выступления в риксдаге, готово ли правительство остановить процесс сдачи в аренду порта Слите для строительства «Северного потока-2».
«Необходимо продолжать эти дебаты. Это реальность, уровень нашей безопасности постоянно снижается, и вопрос о газопроводе, конечно, можно рассматривать с этой точки зрения. Разумеется, нами был проведен анализ в области политики безопасности, мы получили основополагающую информацию от вооруженных сил и других структур», — ответил Петер Хультквист.
Но Ян Бьёрклунд так и не получил ответа на свой вопрос.