Первые зарубежные визиты после своего вступления в должность министры иностранных дел и премьер-министры Турции совершают сначала в Турецкую Республику Северного Кипра, а затем в Азербайджан, что превратилось в традиционную практику.
Поскольку такая практика уже стала привычной, важнейший сигнал об общей тенденции во внешней политике Турецкой Республики дает третий визит. То, в какую страну министры совершают этот визит, как правило, содержит политический посыл.
Тот факт, что свой третий зарубежный визит премьер-министр Бинали Йылдырым (Binali Yıldırım) нанес в Российскую Федерацию, создает впечатление о наличии такого посыла не только с точки зрения турецко-российских отношений, но и возможной внешнеполитической ориентации Турецкой Республики в предстоящий период.
На самом деле, сейчас на первом месте среди стран, с которыми Турции необходимо поддерживать самые благоприятные и живые отношения, естественно, находится Россия. Усилия по нормализации двусторонних отношений, охладевших из-за уничтожения российского самолета нашими военно-воздушными силами один год назад, продолжаются с начала этого лета.
Сокращение объема внешней торговли Турции и трудности, с которыми столкнулась ее экономика, говорят о необходимости снова наращивать наш товарооборот с Россией как важным для нас экспортным рынком. Турецкий туризм, который в 2016 году потерпел полный крах, с нетерпением ждет, что в 2017 году российские туристы снова наводнят средиземноморские пляжи.
Для Турции, полностью зависимой от импорта энергоресурсов извне и, главным образом, от России, сохранение добрых отношений с этой страной важно и по этой причине.
Для России же важнейшее измерение отношений с Турцией образует проект газопровода под названием «Турецкий поток». В ходе визита премьер-министра Йылдырыма президент России Путин открыто и искренне выразил благодарность Турции за достижение взаимного согласия в этом вопросе и подписанное соглашение.
За погружением турецко-российских отношений в столь искреннюю атмосферу с удивлением наблюдают во всем мире. Это удивление происходит от того, что Турция — член НАТО; Европейский Союз, которому Турция объявила, что никогда не примет никакой другой формулы, кроме полноправного членства, применяет санкции против России; в Сирии Турция выступает против режима Асада, которого поддерживает Россия.
То, что отношения Турции и России набрали быстрые обороты, а взаимные визиты участились, конечно, не означает, что Турция отдаляется от членства в НАТО. С другой стороны, в то время как министр по делам ЕС посетил Брюссель и рассказал, какое значение Турция придает отношениям с ЕС, никто не ждет, что Турция стремглав бросится в члены Шанхайской организации сотрудничества.
А ситуация в Алеппо развивается совершенно иным образом. Если посмотреть на войну в Сирии с точки зрения режима, постепенно крепнет идея о том, что все близится к завершению. Асад объявил, что после Дамаска и Хомса Алеппо — единственный крупный город, где продолжается сопротивление против режима; осада этого города, продолжавшаяся в течение года, уже подходит к концу; с падением Алеппо гражданская война в Сирии претерпит существенные трансформации.
В то время как 200 тысяч человек, находящиеся в блокаде в Алеппо, нуждаются в продовольствии, лекарствах и всех видах помощи, переживая в полном смысле гуманитарную трагедию, лидеры США, Канады, Франции, Германии, Италии и Великобритании опубликовали совместную декларацию и объявили всему миру, что ответственность за эту ситуацию несут режим Асада, Россия, Иран.
Генеральный секретарь ООН пошел еще дальше и сказал, что в Алеппо «совершаются военные преступления». А проект резолюции, несколько дней назад внесенный в Совет Безопасности ООН и призывавший к обеспечению режима прекращения огня в Алеппо, ветировали Россия и Китай.
То, что между Турцией и Россией сохраняются такие теплые отношения, несмотря на трагедию, продолжающуюся на глазах у всего мира в Алеппо, поистине удивляет не только союзников, но и арабский мир, и оппозицию в Сирии. Возможно, и кого-нибудь в самой Турции.
В силу потребностей, из-за которых Турция должна придавать значение отношениям с Россией, мы почти не повышаем голос в ответ на трагедию в Алеппо. Однако есть сообщения о том, что во время визита в Россию премьер-министр Йылдырым наряду с двусторонними отношениями обсуждал и региональные и мировые проблемы. Стоит надеяться, что о ситуации в Сирии говорили за закрытыми дверьми, и в ходе этой беседы турецкая сторона передала российским партнерам то, о чем общественному мнению нельзя сказать открыто.
Операция по реконструкции турецко-российских отношений тщательно продолжается. Но для того, чтобы внешняя политика Турции снова стала успешной, вместо шатания из стороны в сторону во внешних отношениях, необходимо доказать, что те или иные шаги предпринимаются не для того, чтобы дать сигнал кому бы то ни было. Только так можно обеспечить доверие и надежность во внешней политике.